«Дурочка» в Махачкале

Комедия «Дурочка» испанского драматурга Лопе де Вега – премьера этого (97-го) сезона Русского театра им. Горького в Махачкале. Постановка режиссера, заслуженного деятеля искусств Дагестана Марины Карпачевой уже успела покорить сердца многих зрителей в нашей республике. И это неудивительно: хоть пьеса и была написана более 400 лет назад, ее персонажи встречаются и сегодня, а описываемые события хорошо знакомы каждому дагестанцу.

 

ДУРОЧКА С НАСЛЕДСТВОМ И УМНИЦА БЕЗ ПРИДАНОГО

Знатный дворянин Лисео приезжает из испанской провинции в столицу – Мадрид. Лисео ожидает радостное событие – свадьба. Его будущая жена Финея – дочь известного и уважаемого в столице дворянина Октавьо. Но, разговорившись в трактире, молодой человек к своему огорчению узнает, что Финея слывет дурочкой. Ее неученость и отсутствие каких бы то ни было манер стали в Мадриде притчей во языцех. У Октавьо есть и другая дочь – Ниса, которая не только красавица, но и в отличие от своей сестры славится в округе незаурядным умом и образованностью.

Лисео также становится известно, что за Финеей дают большое приданое, доставшееся ей по наследству от дядюшки, необыкновенно любившего именно эту племянницу. За Нисой же нет никакого приданого. Услышанное несколько обескураживает Лисео, однако отступить он не может и спешит в Мадрид – составить собственное мнение о невесте.

Между тем в Нису пылко влюблен Лауренсьо – небогатый дворянин, увлекающийся сочинением стихов. Страсть к литературе и сблизила молодых людей: Ниса отвечает Лауренсьо взаимностью. Но хотя Лауренсьо и питает искреннее чувство к Нисе и считает ее совершенством, он, будучи человеком знатного рода, но бедным, признает необходимость руководствоваться в своем поведении разумом, а не чувством, и, оставив Нису, начинает ухаживать за Финеей.

Зрителям спектакля предлагается распутать любовные клубки и посмеяться над комичными ситуациями, в которых оказываются герои пьесы выдающегося испанского классика Лопе де Вега.

 

«ЖЕНЩИНЕ НЕ НУЖНО БЫТЬ УМНОЙ…»

Роль Нисы – умной, благопристойной и наигранно манерной девушки – играет Беневша Девлетханова (Б. Д.). К дворянам и дворянкам в спектакле приставлено по одному слуге или служанке, и слугу Лисео – Турина – играет муж Девлетхановой – Магомед Алиев (М. А.). Мы поговорили с супругами о «Дурочке», об образах, прописанных в пьесе, и о том, какую мораль несет в себе эта постановка.

– Глава семейства Октавьо – человек старой закалки, переживающий за свою честь, которую, по его мнению, могут опорочить дочери. Характерный персонаж для Дагестана?

М. А.: – Потому это и классика. Я вижу восторженные взгляды и отзывы зрителей после спектакля. Я думаю, они узнают в героях персонажей, с которыми встречаются повседневно. А что касается Октавьо… Он понимает, что нельзя отдать дочерей замуж за кого попало. Он не раз говорит Финее, чтобы она поменьше доверялась людям. Она наивна, проста, и отец боится, что она просто попадется человеку, который обманет, завладеет ее деньгами.

– Октавьо говорит: «Женщине не нужно быть умной, жена должна быть верной мужу» или «Замуж выйдет, детей родит – страсть к книгам потеряет». Беневша, вам приходилось сталкиваться с таким со стороны своих родителей?

Б. Д.: – Конечно. Когда мне исполнилось 18, я к тому моменту уже окончила музыкальное училище, родители были намерены выдать меня замуж. Их позиция сводилась к тому, что девушка должна создать семью, а учеба, работа, карьера не входят в перечень обязательств женщины. Родители очень долго принимали мое желание стать актрисой. Я стояла на своем, они – на своем. Были и разногласия.

М. А.: – Я разговаривал со своим тестем. Конечно, он боялся. Девочка – это огромная ответственность для любого мужчины. Отец никогда так не переживает за своего сына, как за дочь. Но когда он увидел, насколько для нее это важно, сколько времени и сил она тратит на это, он смирился. И на этом пути, который она избрала для себя, он не стал устраивать препятствий.

– Вы, Магомед, как относитесь к позиции Октавьо?

М. А.: – Ты же прекрасно знаешь своего ребенка, ты же его взращиваешь. Если ты с детства готовишь дочь к тому, что она – женщина, ее место у плиты, то она такой и вырастет. А если ты даешь некую вольность, говоришь ей, что она – личность, и как личность имеет право на самореализацию, может ставить амбициозные цели и стремиться к ним, и при всем при этом вкладываешь в нее человеческую мораль, то я не думаю, что будут какие-то проблемы. Октавьо же говорит, что женщина должна быть прежде всего женой… Но при этом дочерей воспитывал-то он, учителей Нисе нанимал он. А на что он рассчитывал, оплачивая танцы, музыку, литературу, фехтование…

– Беневша, насколько ваш персонаж Ниса близка вам по своему характеру, поведению?

Б. Д.: – Не могу сказать, что близка. Работая над этой ролью, я очень часто говорила Магомеду: «Мне сложно, я не вижу себя в этом образе, либо образ в себе». Спрашивала у режиссера, как найти точки соприкосновения.

– В чем заключается сложность?

Б. Д.: – Прилюдно показывать, что ты чувствуешь на самом деле. Это свойственно Нисе. Она манипуляциями пытается привлечь внимание Лауренсьо, чего, как мне кажется, нет в моей натуре. Но режиссер намного лучше знает актеров, наши возможности, нежели мы сами себя.

 

ЗАГНАННЫЕ В ЗОЛОТЫЕ КЛЕТКИ

– К каждому из главных героев пьесы Лопе де Вега приставил по слуге или служанке, но их роль в произведении не просто исполнять поручения господ.

М. А.: – Слуги – это приземленная часть главных героев. Те, кем они могли бы быть, если бы не были обременены обязанностями перед классом, перед светским обществом. Слуги могут сказать то, что не могут сказать их хозяева. Если они ненавидят, они ненавидят, если любят – любят.

Б. Д.: – Слуги видят намного больше, намного глубже и подталкивают своих господ на более осознанный выбор. Служанка моей героини говорит про Лауренсьо: «Какой изменщик, плут», настропаляет меня на то, чтобы я, наконец, увидела его истинную натуру. И в конце служанка меня провела к арке, под которой Лауренсьо объяснялся в любви с Финеей, чтобы я осознала, что он со мной просто играется, а чувства его устремлены к Финее. В какой-то степени можно сказать, что дворяне – как марионетки, которыми управляют их слуги.

– В ходе спектакля персонажи периодически катают по сцене золотые клетки, что позволяет решить проблему пространства без смены декораций. Но только ли эту функцию выполняют клетки или они также что-то символизируют?

М. А.: – Я для себя их трактую как некие золотые клетки, некие рамки, границы, в которые общество загоняет героев пьесы. И это стесняет их, не дает высказываться, признаваться. Тот же Лауренсьо, признайся он Нисе, скажи: «Не нравишься ты мне, я сюда хожу только для того, чтобы произвести впечатление на твою сестру»… Но герои вынуждены находиться в этих рамках, играть, притворяться. И автор надсмехается над дворянским классом над их взаимоотношениями между собой. Они держатся за помпезность, состоятельность, а человечность ставится может быть даже не на второй, а на третий план.

– Какую мысль должен унести с собой зритель спектакля «Дурочка»?

М. А.: – Мне кажется, что месседж (Прим: посыл, идея) заключается в том, что в любое время, при любых стечениях обстоятельств, при любых титулах и званиях нужно в первую очередь оставаться человеком.

Б. Д.: – Посыл, чтобы люди были искренними, честными друг перед другом. И всегда, невзирая на обстоятельства, которые их останавливают, шли к своей цели, действовали, добивались своей любви, несмотря ни на что.

Магомед МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам