Ученица 6-го класса Махачкалинской школы №31 Марьям Магомедова заняла первое место в Международной олимпиаде по ментальной арифметике –Олимпиада UAMAP – 2023.
Олимпиада проходила в Москве с 24 по 26 марта, в ней приняли участие 1200 учащихся из 10 стран, и даже впервые – самый авторитетный человек в мире ментальной арифметики Дэвид Ляо.
В первый день работы олимпиады Дэвид Ляо провел мастер-класс и однодневный тренинг для педагогов. Затем, 25 марта – само соревнование и в день последний – 26 марта – награждение.
Целью этих крупнейших международных состязаний было выявление сильнейших менталистов. Отрадно, что сильнейшей оказалась школьница из Махачкалы.
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА
Так что же это за предмет такой, которого нет в школьной программе, но который так популярен в мире, что по нему устраиваются олимпиады?
Если строго по-научному, то ментальная арифметика – это способ развития детского интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Сначала ребенок учится считать на счетах абакус и тренирует мелкую моторику рук.
Затем счеты убирают, и ребенок представляет их в голове – считает ментально. Этот предмет позволяет комплексно развивать интеллектуальные способности, а моментальный устный счет – это уже приятное дополнение.
Сама Марьям Магомедова пришла к пониманию ментальной арифметики не сразу. Конечно, педагоги замечали способности девочки к точным наукам и говорили об этом родителям.
Так получилось, что на летних каникулах, без привычных школьных занятий ей стало скучно, и мама, Сабият, отвела дочку в центр детского развития «Уникум».
– Мне там понравилось, – говорит Марьям, – мне все объяснили и показали. Теперь занимаюсь 1 раз в неделю по 2 часа. Занятия проводятся, как в школе: сначала повторяем пройденное, затем изучаем новое.
В наших группах по 3-4 человека, школе мое увлечение не мешает, я считаю себя самостоятельным человеком. И уже решила, что со временем сама стану педагогом.
Действительно, приглашение на олимпиаду Марьям получила не просто так: она стала победителем всероссийского этапа соревнований, который проходил недавно в Дербенте.
В декабре предстоит поездка на Международную олимпиаду в Индию, она уже мысленно там, и родители планируют, как лучше организовать путешествие.
СЕМЬЯ
Нужно сразу оговориться, что семья у девочки вполне благополучная: папа Ахмед – банковский служащий, мама Сабият – дизайнер одежды. Так что есть возможность оплачивать и дополнительное образование, и поездки на соревнования. Конечно, это не самый главный компонент для мотивации ребенка, но все-таки…
А главное совсем другое: внимание к своим детям, участие в их жизни, понимание того, что нужно для раскрытия его талантов. В семье Магомедовых трое детей и каждый получает от родителей любовь и внимание.
– Детям нужно уделять максимум внимания, – говорит Ахмед, – все свое свободное время я нахожусь дома. В семейной обстановке я больше отдыхаю, чем с друзьями. Я не хочу сказать, что у меня друзья и коллеги плохие. Конечно же, нет. Просто дом, жена и дети для меня важнее.
Что касается успехов Марьям, то здесь нужно отдать должное заслугам жены, Сабият, именно она водит детей по секциям и кружкам, она же ездит с Марьям на олимпиады.
У девочки дома свободный доступ к компьютеру, я же знаю, что она не в игры играет, а пытается узнать что-то новое. Считаю, что дети должны посещать множество кружков и секций, чтобы определиться с тем, что интересно.
Марьям не интересуют куклы и наряды, она выбрала точные науки. Помимо всего прочего, она ходит на плавание. Конечно, все увлечения не должны мешать занятиям в школе, но они и не мешают, Марьям учится на пятерки и четверки. Когда человеку что-то нравится, это не в тягость.
Я очень благодарен преподавателям школы, которые заметили талант у девочки, многое зависит от педагогов.
УЧИТЕЛЯ
Такого же мнения придерживается директор школы №31 Икрам Исламов.
– Если Марьям сейчас добилась таких результатов, то она и в жизни будет добиваться высот. Я считаю, что каждый учитель-предметник должен найти зерно таланта у ребенка, то, что нужно развивать.
Не каждый может стать филологом, математиком, но в каждом есть какие-то способности, склонности, которые нужно заметить, обратить внимание. Нужно только найти то зерно, которое даст ростки.
Для этого необходима совместная работа родителей и учителей. Ребенок должен заниматься не только учебой, но и творчеством.
И роль педагога в данной ситуации сложно переоценить. Если ему не до детей, если на работе занят своими мыслями и проблемами, то в школе такому учителю делать нечего.
Воспитание и образование – двуединый процесс, невозможно давать знания, необходимо одновременно формировать вкусы, образ жизни, интересы ребенка.
Каждый ребенок талантлив, наша задача найти талант и поддержать его.
Наталья БУЧЕНКО