Подбирая себе главного героя для очерка, приуроченного к Году педагога и наставника, никак не думала, что этого учителя физики и математики я буду слушать, мысленно сожалея о том, что когда я училась в школе – она не была в числе моих педагогов. Рукият Гапизовна Абдурашидова не имеет званий «заслуженный» или «почетный». Она просто учитель с большой буквы, который профессионально, с полной самоотдачей делает свою работу и, получая заслуженные грамоты и благодарности, не считает, что это ее личный результат. И вообще уговорить ее прийти на встречу было крайне сложно. Скромная Рукият Абдурашидова пыталась мне разъяснить, что нет настоящих поводов для материала – «ведь никого не спасла, не совершила великих поступков, а просто делаю свою работу».
Вот уже 7 лет Рукият Гапизовна работает в Республиканском физико-математическом лицее-интернате г. Махачкалы, расположенном на пр. Гамидова. О результатах ее работы красноречиво говорят благодарности и грамоты, полученные за подготовку учащихся к олимпиадам разного уровня. Причем результаты у детей бывают лучшими. На интересовавший меня вопрос, как ей пришло на ум сделать свой выбор в пользу не гуманитарных, а «точных наук», она искренне отвечает, что хотела стать историком, а изменить свой выбор пришлось за одну минуту, буквально в шаге от мечты. Заполняя заявление на поступление в вуз, Рукият смутило, что в графе «иностранные языки» ей нечего вписать…«Синдром отличницы», наверное, заставил меня испытать чувство неловкости потому, что другие абитуриенты вписывали английский, немецкий, французский, а мы в сельской школе иностранные языки не изучали. И в тот момент, видя мое волнение, мой ныне покойный, старший брат Осман сказал, что за естественными науками – будущее. Тогда я решила, что поступлю на физико-математический факультет, – вспоминает она. В тот день Рукият Абдурашидова сделала свой первый шаг навстречу будущей профессии, которая сейчас дает ей мощный стимул к совершенству.
СВОИМ ТРУДОМ
Она с удовольствием и сердечной теплотой вспоминает свое детство. Рукият родилась в высокогорном селе Карбачимахи Дахадаевского района и была десятым ребенком в большой и дружной семье. «В семье был культ образования. Папа Гапиз был каменщиком, а мама Хадижа – домохозяйкой. И каждый из нас знал, что должен сам своим трудом и своими знаниями искать дорогу в жизни», – рассказывает Рукият. Неудивительно, что все ее братья и сестры хорошо учились в школе, впоследствии все получили высшее образование и реализовались в профессии.
«Мне одинаково хорошо давались и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины в школе», – говорит Рукият Абдурашидова и признается, что хотя в классе она была лучшей ученицей, среди своих братьев и сестер по результатам – оказалась не в лидерах. Шесть четверок в итоговом аттестате, остальные пятерки. Однако все оценки – заслуженные и заработанные годами добросовестной учебы в школе. К тому же юная Рукият очень любила писать стихи на русском языке, и это ее душевное увлечение идет с ней по жизни.
С особой теплотой Рукият говорит о родителях, подаривших своим детям не только жизнь, но и великое стремление к знаниям, любовь и доброту к людям. «Если б они могли вырвать свое сердце из груди, они и его отдали бы нам. Я бесконечно благодарна Всевышнему, что у меня были именно такие мама и отец, братья и сестры», – говорит Рукият, и потому она никогда не желала себе другой судьбы. «Ведь все, что в моей жизни происходило и происходит, это не просто так. Ошибки, взлеты и падения повлияли на меня и сформировали мою личность. Да, это мои ошибки, мои радости и мой жизненный опыт. И я не хотела бы прожить эту жизнь по-другому. Иначе это буду уже не я, а другой человек. В моей семье считалось, что ты что-то из себя можешь представлять лишь в том случае, если являешься профессионалом в своем деле. И ты должен это доказать своими знаниями. Не слыть кем-то, а быть реально тем, кем себя считаешь», – подчеркивает Рукият Гапизовна.
Несмотря на все ее отличные результаты в преподавании, Рукият полагает, что не сама она должна себя оценивать, а окружающие. «Я не считаю себя блестящим физиком, есть намного умнее и интеллектуально более развитые педагоги, – скромно отмахивается она, когда слышит слова похвалы в свой адрес, – всегда делаю дуа, чтобы рядом были люди, которые стремятся к знаниям и люди верующие. Чтоб рядом с ними я могла развиваться, становиться лучше, совершенствоваться».
И, в самом деле, ее стремление к совершенству неисчерпаемо. Окончив физический факультет ДГПУ, Рукият вследствие сложившихся обстоятельств уехала преподавать физику в родную сельскую школу. Ее близкие – мама и сестра – нуждались тогда в уходе, и 7 лет Рукият неотлучно находилась с ними. Переехала из села в город лишь после того, как в результате тяжелых заболеваний умерли сначала сестра, затем и мама. В Махачкале Рукият устроилась на работу в даргинскую редакцию ГТРК «Дагестан». Одновременно она работала в интернате на ул. Лизы Чайкиной, сотрудничала с республиканскими изданиями, а также поступила в аспирантуру при ДГПУ…
ДРУЗЬЯ НЕ СКАЖУТ
Жизнь напоминала огромный водоворот, но все изменилось в одночасье. Переехав после замужества в Каспийск, Рукият оказалась, словно в вакууме. 4 месяца спустя она решила, что ее деятельный нрав и пытливый ум не могут долго находиться в бездействии и устроилась на работу в 6-е училище г. Каспийска. Это трудоустройство Рукият вспоминает с улыбкой на лице, потому что, увидев ее, директор училища вдруг произнес: «Аминат, садись». «Я – Рукият», – смутилась она, «Вот тебя я не знал», – ответил директор. «Я была в замешательстве, руководитель училища сразу обратился ко мне на «ты», как будто давно меня знает, и выяснилось, что он учился у моего старшего брата Османа, а вначале перепутал меня из-за внешнего сходства со старшей сестрой», – рассказывает Рукият.
Директор предложил ей поработать преподавателем информатики. Несмотря на уверения Рукият в том, что она давно не занималась этим предметом, и ее знания наверняка устарели, директор был непреклонен. Пришлось Рукият… учиться. Она закончила трехмесячные курсы, и вопреки снисходительным разговорам за спиной и неверие некоторых коллег в ее возможности, смогла стать одним из лучших педагогов по информатике в своем учебном заведении. За это Рукият, как ни странно, очень благодарна тем, кто в нее не верил. «Друзья никогда не скажут тебе о твоих недостатках, – поясняет она, – они промолчат, чтоб пощадить твое самолюбие, а недоброжелатели будут говорить, и это дает стимул двигаться вперед». К слову, Рукият обладает уникальной способностью превращать своих недоброжелателей в друзей, ведь ни к кому она не питает чувства зла, своим трудом и старанием она добивается уважения окружающих, которые понимают, что Рукият – человек добросовестный и очень ответственный. Если уж за что взялась, то результат будет наилучшим.
САМЫЙ СПОСОБНЫЙ
Через некоторое время Рукият переехала в Махачкалу. Так сложилось в ее жизни, что мечтам о счастливом семейном укладе не суждено было сбыться. Об этом она говорит с нескрываемой горечью, ведь перед глазами такой прекрасный пример счастливой и дружной семьи, в которой она выросла, и где отец и мать бережно пронесли годы своего супружества вопреки всем невзгодам… Рукият полностью погрузилась в работу на новом месте – в Дагестанском педагогическом университете. Но мысли о работе с детьми не оставляли ее. Ей хотелось работать в школе, находиться среди учеников. Многие тогда отговаривали ее от «неблагодарной» и трудной работы, но им было сложно переубедить Рукият. Решившись, она пришла работать в лицей №52. А через три года, по настоянию одной из родительниц, считавшей, что Рукият Гапизовна должна быть среди лучших, перешла на работу в Республиканский физико-математический лицей-интернат г. Махачкалы.
В беседе с Рукият Гапизовной проникаешься ее любовью к физике. Она настолько восхищенно говорит об этом предмете, что хочется забросить журналистику и сесть за парту в том классе, где преподает Рукият Абдурашидова. «Сама наука нелегкая, но очень интересная, яркая, теплая и надо неплохо освоить математику, чтобы физика давалась легко», – признается она.
А какие они, нынешние дети? Принято думать, что наше поколение было начитанным, а дети, выращенные на гаджетах и мультфильмах, скучают на уроках. «Дети разные», – задумчиво говорит Рукият. По ее словам, немало родителей, считающих, что их ребенок самый способный, и никто их в этом разубеждать не собирается. Но… «Я всегда говорю родителям, общайтесь с детьми, но всю картину его успеваемости вы увидите, если в этом общении будет создан такой тандем – учитель, ребенок и родитель. Безусловно, ребенок – это смысл жизни для многих родителей, все, что они зарабатывают, вкладывают в своего ребенка. И я родителям говорю, для вас ребенок – это ваша жизнь, а для нас – работа. Мы хотим свою работу плохо сделать? Нет. Вы хотите свою жизнь плохо прожить? Нет… Наши цели совпадают. Мы, взрослые, обучаем ребенка, его задача учиться. Поэтому мы требуем от детей отдачи».
Рукият Гапизовна с большим восхищением отзывается обо всех своих коллегах: «У нас отличная команда математиков, а с этого года появились у меня хорошие коллеги – физики: Арслан Яхьяевич Курбаитаев и Татьяна Борисовна Скидина. У нас прекрасная команда, и наши ученики всегда будут показывать хорошие результаты». Она не устает повторять, какая в лицее добрая рабочая атмосфера. Завучи Габиль Камилович Агаметов, Лазер Шихахмедович Абдурахманов, Качар Поруковна Цахаева помогают учителям, направляют их, и в дружный коллектив учителя приходят работать с большим удовольствием. Под чутким руководством директора лицея – Шагани Баймурзаевны Баймурзаевой – завучи и учителя все делают для того, чтобы дети получали достойное образование.
У нее немало грамот за подготовку детей к Олимпиадам. Но, по словам Абдурашидовой, полученные грамоты – это заслуга не только ее, а всего коллектива. «Мы готовим детей к олимпиадам, но не каждый ребенок становится победителем. Это должен быть ребенок с особым складом ума. Его победа – это его заслуга, а не только наша – учителей. Ведь он смог написать работу на “отлично” и сделал это сам», – уверена она.
ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕРЕС
Будущих звездочек Рукият Гапизовна распознает в учебном процессе: «Я выстраиваю контрольную работу таким образом – от самого простого к самому сложному – и даю олимпиадные задачи. И дети показывают свои знания. Средний уровень, ниже и выше среднего и интеллектуальный уровень. Эрнест Резерфорд – гениальный физик говорил: 99% труда и 1% таланта приводят к успеху, поэтому, не трудясь, ребенок не сможет достичь результата. У него должны быть желание, интерес». Она вдохновляет своих учеников к достижению больших высот, потому что сама очень верит в их возможности и мечтает о том, чтоб дети превзошли ее в знаниях: «Я им говорю: вы – наше завтра, вы – будущие профессора, научные деятели и, пожалуйста, будьте полезны там, где вы сейчас живете».
Конечно, в процессе учебы не все так гладко, «случается, воюю с ними», смеется Рукият, но дети знают, что учительница руководствуется золотым правилом: делу – время, тем не менее, выкраивая минуты для диалога и доверительных отношений с детьми.
У нее немало личных примеров, связанных с работой. Но один особенно врезался в ее память. «Один из моих учеников показывал слабые знания, и я задумалась. Почему так? Интересовалась, кто его родители, и оказалось, что ребенок воспитывается дедушкой и бабушкой. Ребенок со сложной судьбой. Я с большой теплотой отнеслась к нему, и, чувствуя это, он стал стараться. Пусть не все получалось, но он проявлял большой интерес. Я его хвалила и ставила ему «4». И представьте себе, он сам смастерил электрофорную машину в День науки. Своими руками!», – рассказывает Рукият.
На вопрос о том, насколько сложными стали учебники по сравнению с тем временем, в котором мы учились. Рукият отвечает, что не учебники стали сложными, а жизнь усложнилась. Дома у людей планшеты, телефоны, роботы-пылесосы, и дети лучше взрослых схватывают знания. Век цифровизации накладывает эту обязанность на детей, как данность. Школа перестала быть единственным источником информации для детей. Интернет, телевизор, в котором множество каналов, и учителю сейчас нелегко, он перестал быть первоисточником, поэтому ему надо улучшать свое мастерство, мониторить все сайты, откуда можно почерпнуть знания, а таких сайтов немало – «ЯКласс», «Сферум», «Фоксфорд», «Лектариум». «То есть ребенок и без нас, учителей, может отовсюду получить информацию, а наша задача систематизировать знания, упорядочить, направить ребенка в правильное русло и духовно поддерживать», – уверяет Рукият Гапизовна.
Как любой другой человек она устает и выгорает, хочется уехать, забыть о школе. Но вне школы приходит желание быстрее вернуться к детям. «Дети всегда правдивы. Они любят и ненавидят искренне, но я их предупреждаю, что если не любить предмет, то он ответит взаимностью», смеется Рукият. Забудьте слово «не понимаю», работайте над собой, неустанно повторяет она своим ученикам.
Да, она не совершает подвигов, но учительский труд – это ежедневная кропотливая работа с детьми, и Рукият Гапизовна делает свою работу так, как учили ее родители – с добротой к детям и полной самоотдачей, мечтая о том, что ее ученики достигнут своих высот в жизни и обязательно будут полезны людям.
Лариса ДИБИРОВА