Чох – аул, расположенный в Гунибском районе Дагестана, очень древний и красивый. Как продолжение горы, на склоне ступеньками сбегают вниз дома. Археологи обнаружили здесь остатки стоянки еще времен неолита.
Здесь, в глубине Кавказских гор, можно погрузиться в истинный быт Дагестана, увидеть его уникальную природу.
Но не только красотой и древностью славится село: Чох – родина передовых мыслителей, военачальников, ученых, писателей, поэтов.
Здесь до сих пор находится дом, где родился первый художник Дагестана знаменитый Халил-бек Мусаясул.
Сегодня мраморные слепки его рук хранятся в Нью-Йорке в Метрополитен-музее, там же в Америке, где он и похоронен.
Так получилось, что на родине его имя было предано забвению, но в 1990-х годах прошлого столетия братья Омар и Магомед Мусаевы, работавшие в Дагпедуниверситете, привезли из Нью-Йорка около ста картин художника, и некоторое время интерес к творчеству Халил-бека будоражил умы дагестанской общественности.
Но что происходит сегодня? Где можно увидеть эти произведения? В то время, как его картины выставлены в лучших музеях мира, у нас нет возможности ознакомиться с творческим наследием гениального художника.
Об этом наш разговор с видным общественным деятелем Закарьей Нахибашевым, который является родственником Халил-бека Мусаясула: его бабушка – родная сестра знаменитого живописца.
Наша справка: Закарья Нахибашев – доктор исторических наук, профессор ДГПУ и ДГИНХ, заслуженный деятель науки РД, член Союза писателей России, помощник председателя Махачкалинского городского Собрания, эксперт Общественной палаты РД, член Фонда Шамиля, почетный гражданин Ахвахского района и селения Ругуджа Гунибского района.
СУДЬБА
– Халил-бек Мусаясул родился в семье наиба Исрафила, – рассказывает Закарья Муртузович, – конечно, отец хотел дать ему духовное образование, тяга к живописи не рассматривалась как нечто серьезное.
Но случилось так, что к 10-ти годам Халил-бек осиротел, и его воспитанием занялись старшие братья – Магомедбек и Абдул-кадир.
Убедившись, что рисование для него является важным, они позаботились о том, чтобы дать подростку начальное духовное и светское образование и стали готовить к поступлению в художественное училище.
Уже в 1912 году Халил-бек поступил в Тифлисское училище изящных искусств, затем, уже после первого курса, был направлен в Мюнхенскую Королевскую академию живописи.
Во время Первой мировой войны учебу пришлось прервать, и некоторое время художник жил в Дагестане. В это же время состоялась первая выставка его картин в городе Владикавказе, о которой остались восторженные отзывы.
Но в 1926 году ему удается окончить академию в Мюнхене, и ему была предложена стажировка в художественных центрах Европы. Он устраивает свою персональную выставку в Мюнхене, его имя становится известным в светском бомонде того времени, как настоящего мастера.
Талантливый человек талантлив во всем. Халил-бек не только рисует, но и становится на писательскую стезю: издает автобиографическую повесть «Страна последних рыцарей».
Удачно складывается и личная жизнь – он женится на баронессе Оливии Мелани Юлии фон Нагель – журналистке и поэтессе. Именно она сохранила все его культурное наследие и передала картины Омару и Магомеду Мусаевым в Дагестан.
Вторая мировая война в очередной раз прервала спокойное течение жизни. Вопреки всяким досужим домыслам, Мусаясул не был сторонником фашистского режима: он помогал соотечественникам, попавшим в плен не только через Международный Красный Крест, но и в составе эмигрантской «Северокавказской национальной комиссии».
Все попытки очернить его потерпели крах, когда стал известен его «Мюнхенский дневник». Сохранились также его карандашные зарисовки, сделанные в концлагерях, как яркие обвинения фашизма и войны.
Когда во время бомбежки был уничтожен его дом в Мюнхене, художник с супругой переехали в Америку, где он приобрел мастерскую и много работал.
Однако больное сердце не выдержало стольких выпавших на его долю испытаний, и в 1948 году Халил-бек Мусаясул ушел из жизни.
СЕМЕЙНЫЙ СБОР
– Закарья Муртузович, так что происходит сегодня, что делается для популяризации творчества художника?
– В ближайших наших планах планируется мероприятие в селении Чох в августе. В этом месяце ежегодно отмечается день села, в этом году праздник будет посвящен памяти Халил-бека Мусаясул.
Уже есть договоренность с администрацией села, создан оргкомитет, составлен список гостей, это будут представители художественной интеллигенции, властных структур, общественности.
Привезем несколько картин художника, устроим выставку.
– А где сегодня находятся картины и какова их дальнейшая судьба?
– Картины хранятся у родственников, у наследников. Омар Каирович, один из племянников художника, в свое время создал Фонд культурного наследия Халил-бека Мусаясула.
Задачей Фонда было пропагандирование творчества художника: статьи в печатных изданиях, монографии, выставки. Сегодня Фонд возглавляет Хадижа Абдулзагирова, дочь Омара Каировича.
В его совет входят 46 человек, я его координатор. Так как в последнее время Фонд работает не в полную силу по объективным и субъективным причинам, я, как старший из родственников, собрал семейный совет в актовом зале педуниверститета, где мы решали вопросы дальнейшей его работы.
Было высказано предложение создать в Чохе, в родовом доме, музей художника. Но я высказался против. Конечно, дом нуждается в ремонте, и его необходимо провести. Но музей художника нужно создавать в столице, в Махачкале. А это поиск помещения, обустройство, персонал для его содержания и т.д. Такова наша первейшая задача.
Картины мы решили на время передать в Национальный музей Республики Дагестан им. Тахо-Годи. Они должны работать, даже находясь в собственности родственников. Общественность, туристы должны знакомиться с творчеством этого великого художника.
Необходимо подготовить силами искусствоведов солидный монографический труд о жизни и творчестве Мусаясула, учредить именные стипендии для студентов художественно-графического факультета ДГПУ и художественных училищ.
Нужно также назвать именем художника улицу в Махачкале, учредить республиканскую премию в области живописи и графики имени Халил-бека Мусаясула и т.д.
Художник заслуживает того, чтобы увековечить его память в силу своей гениальности и преданности родине – Дагестану.
Хочу процитировать его слова, сказанные в 1943 году: « Более 20 лет прошло с тех пор, как я вынужден был покинуть свою родину на Кавказе. Все эти годы из-за коммунистического правления она оставалась для меня страной мечты, и я старался воссоздать в своих картинах ее людей и природу такими, какими они сохранились в моем сердце».
Наталья БУЧЕНКО