Веселить людей – серьезная работа

Любое яркое красочное шоу мы всегда с легкостью воспринимаем за артистизм и талантливость исполнителя. При этом, наблюдая за красочным зрелищем, мы практически не отдаем себе отчета, что во главе сценической команды стоят сильнейшая режиссура, многочасовые занятия, тренировки, репетиции, а руководят этими процессами сильные личности с неординарным умом. Вообще, выстраивать командную работу – задача нелегкая, но у режиссера все еще сложнее, ибо помимо жесткого контроля за процессом, ему необходимо иметь нестандартное и творческое мышление. Только единицы людей, сочетающие в себе такие качества, как быстрый и светлый ум, широкое видение, творческие потенциалы и способность руководить масштабными проектами, способны стать востребованными режиссерами. Именно с таким талантливым человеком нам удалось поговорить: Юрий Николаев – режиссер-хореограф, руководитель пермского ансамбля «Солнечная радуга», сегодня является тем самым хедлайнером Махачкалы. Именно авторству Юрия Анатольевича принадлежат наши красивые грандиозные театрализованные фестивальные постановки в Махачкале все последние годы. Сегодня режиссер активно сотрудничает с Управлением культуры Администрации г. Махачкалы и занимается самыми масштабными проектами на концертных площадках.

– Юрий Анатольевич, расскажите, как вы пришли в мир «организации искусства».

– Наш ансамбль – заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации, народный хореографический ансамбль «Солнечная радуга» – в следующем году отметит 55-летний юбилей. Ансамбль родился и живет в стенах пермского Политеха – ведущего вуза Пермского края. С хореографией я связан уже более сорока пяти лет. Шесть лет меня мама отдала в детский танцевальный коллектив, затем, когда уже поступил в Политех, то перешел в этот ансамбль. Им в свое время руководил народный артист Советского Союза Игорь Алексеевич Шаповалов – наш учитель. Сегодня мы руководим этим ансамблем вместе с моей супругой.

Нам с супругой довелось с Игорем Алексеевичем поработать в качестве помощников режиссера на крупных международных и всероссийских мероприятиях, где мы набрались практического опыта, как режиссеры.

В чем ваше отличие от иных режиссеров?

– Ну, тем, что мы еще и балетмейстеры. Нам, как хореографам, в постановке сложных многослойных представлений, с большим количеством ансамблей-участников, работать легче.

Как «пришли в работу» в Дагестане?

– Что касается Дагестана, то творческая связь наша имеет уже пятнадцатилетнюю историю. В последние годы это проекты «Кавказ – единая семья» Управления культуры города Махачкалы, а также фестивальный проект «Горцы», «Масленица», «Каспий» и так далее – это уже в сотрудничестве с Минкультом РД. Хочется сказать, что с годами уровень мероприятий становится все выше и выше.

С чем это связываете?

– Потому что учимся мы, учатся организаторы, определяют, что и где лучше, где хуже… постепенно и уровень коллективов растет.

Вот и хотелось бы вас спросить, как оцениваете уровень исполняющих коллективов?

– Что в прошлом, позапрошлом году, что и на этот раз – это просто потрясающий профессионализм. У жителей и гостей Махачкалы появилась возможность воочию созерцать профессиональный уровень исполнения творчества регионов и республик, в которых сами они, возможно, никогда не побывают. Даже те же коллективы СевероКавказского федерального округа – они ведь тоже выступают со своими оригинальными программами. Таким образом, есть возможность познакомиться с фольклорным искусством. Кто-то ведь просто даже не задумывался, насколько это зрелищно, даже не интересовался и не мечтал воочию посмотреть, а тут есть такая прекрасная возможность в одном месте, в одно время посмотреть средоточие такого количества разнообразных национальных культур, причем очень высокого, профессионального уровня исполнения.

Это ведь заслуга, прежде всего, организаторов, которые находят возможность привезти эти коллективы, созвать и собрать ансамбли. И, конечно, большую роль играют и руководители этих коллективов, которые занимаются народным творчеством.

А может быть, как раз-таки наоборот – фольклор становится чем-то вроде «экзотики», по сравнению с той же «попсой»?

– Ну, тут не все так просто, как кажется, недаром предыдущий год в стране был объявлен Годом культурного наследия России – это же значит, что власти на уровне президента видят, что это необходимо для сохранения этнической самобытности. Но тут было столько мероприятий, которые были освещены и находились в информационной повестке дня. Их просто невозможно было не заметить.

Не было каких-либо формальных действий. Была проведена действительно грандиозная, масштабная работа, рассчитанная на развитие народного творчества. Говорю об этом, потому что и мы участвовали в таких мероприятиях со своим коллективом, и в Дагестане проводилась в прошлом году большая кампания по культурным программам в соответствии с указом президента.

Как оцениваете хореографию наших детских школ искусств?

– Все коллективы разные. Скажем, кто-то делает неплохо, кто-то хорошо, а кто-то делает лучше. Весь вопрос заключается в том, что есть, конечно, очень крепкие коллективы, которые работают со знанием дела. Но это все, конечно, зависит от педагога, от балетмейстера. Но я хочу сказать не «про вас» и «про нас», я скажу вообще о том, с чем я систематически и повсеместно сталкиваюсь – это не тренды, конечно, но случается так, что ребенку иногда сложно передать настроение. Это зависит от руководителя, от работы балетмейстера. Иногда ребенку сложно транслировать взаимоотношения, которые происходят в номере. То есть по идее все, начиная с музыки, танца, техники исполнения – все должно идти по возрасту. Когда же, скажем, выстраивается номер «не по возрасту», ребенок не понимает, что происходит на сцене; он занимается механикой, ритмикой; следит за движениями под музыку. И такие коллективы я периодически наблюдаю в рамках фестивальных марафонов, когда хореография формально соблюдена, а эмоций нет. Тут прямо по Станиславскому: «Не верю!». Потому что смотришь и понимаешь – ребенок делает какую-то механику, а это ведь не просто посмотреть в глаза и улыбнуться. Это большая задача – рассказать зрителю, о чем танец.

…Вызвать отклик в сердцах?

– Мое мнение – хореограф должен не просто учить движениям, а воспитывать танцора. Ребенок должен уметь донести то, что хочет сообщить педагог. Педагог должен рассказать, о чем этот номер. Это ведь актерское искусство.

То есть режиссуры иногда не достает?

– Ну, как бы да. Я бы добавил актерского мастерства. То есть дети, может быть, и «выделывают» эмоцию технически, но искренне, с пониманием и переживанием настроения это удается не всем. То есть балетмейстером была поставлена задача: «Улыбайтесь!». Но танцору надо рассказывать: «Эмоции могут быть разные, здесь минор, и лучше сделать так…», и это как раз работа балетмейстера, и репетиторская работа. Но, конечно, есть коллективы, которые слабоваты с точки зрения исполнения. Я всегда говорю, что самый большой плюс у любого коллектива (даже у такого, который, может быть, плохо что-то исполняет), что дети не на улице, дети занимаются делом, занимаются творчеством. И это огромная заслуга даже самых посредственных коллективов, что дети развиваются, они не бесхозные и при деле. Именно поэтому так необходимы детские школы искусств, кружки и дополнительные занятия. Это надо поощрять на всех уровнях.

Что хотите пожелать или добавить к сказанному?

– В наше время главное – это здоровье, мирное небо. Если говорить с точки зрения работы Управления культуры Махачкалы – заниматься этим делом, вести фестиваль к новым творческим высотам.

Как вы считаете, у нас получается?

– Конечно, получается. У вас есть очень сильный двигатель в виде начальника Управления Фарида Велихановича Абалаева, у него есть слаженная дружная команда. Обязательно у вас все получится, даже не переживайте.

Все-таки, наверное, поддержка культуры – это в том числе социально значимый аспект в работе с населением.

– Это воспитательный, образовательный процесс. Люди видят, получают эмоции. Народное творчество – оно глубокое, конечно, это все необходимо развивать и поддерживать.

Поэтому хочется пожелать сотрудникам Управления терпения. Пусть на ваши площадки приходит зритель и просто получает удовольствие от того зрелищного культурного шоу, что вы демонстрируете ему и на широкую публику.

Регина ГАДЖИБАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала может получить 97 транспортных единиц

Администрация Махачкалы подала заявку на участие в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» на приобретение в 2025 году 97 транспортных...

Дагестанец Тагирбек Асланов разработал уникальную нейропрограмму для школ

Уникальную нейронную программу для подготовки школьников разработал житель Махачкалы, финалист Национальной премии «Россия – страна возможностей», резидент «Сколково» Тагирбек...

Более половины россиян готовы приобретать автомобили через интернет

Согласно результатам опроса, более 55% россиян готовы купить автомобиль онлайн. Об этом сообщает пресс-служба ВТБ. При этом 65% респондентов...

В столице Дагестана демонтировали незаконно установленные металлические гаражи

В администрацию Махачкалы поступило обращение от горожан о фактах установления индивидуальных металлических гаражей без соответствующей документации по адресу: ул....
spot_imgspot_img

Налоговые поступления республиканского бюджета за 2024 год составили 120 млрд рублей

Налоговые поступления республиканского бюджета РД по итогам 2024 год составили около 120 млрд рублей. Об этом сообщил на итоговом...

Идет благоустройство территории у озера Ак-Гель при поддержке частных инвестиций

В Редукторном поселке столицы Дагестана продолжается реконструкция прибрежной зоны озера Ак-Гель, которая находится вблизи комплекса «Парус». Этот проект...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам