Любое яркое красочное шоу мы всегда с легкостью воспринимаем за артистизм и талантливость исполнителя. При этом, наблюдая за красочным зрелищем, мы практически не отдаем себе отчета, что во главе сценической команды стоят сильнейшая режиссура, многочасовые занятия, тренировки, репетиции, а руководят этими процессами сильные личности с неординарным умом. Вообще, выстраивать командную работу – задача нелегкая, но у режиссера все еще сложнее, ибо помимо жесткого контроля за процессом, ему необходимо иметь нестандартное и творческое мышление. Только единицы людей, сочетающие в себе такие качества, как быстрый и светлый ум, широкое видение, творческие потенциалы и способность руководить масштабными проектами, способны стать востребованными режиссерами. Именно с таким талантливым человеком нам удалось поговорить: Юрий Николаев – режиссер-хореограф, руководитель пермского ансамбля «Солнечная радуга», сегодня является тем самым хедлайнером Махачкалы. Именно авторству Юрия Анатольевича принадлежат наши красивые грандиозные театрализованные фестивальные постановки в Махачкале все последние годы. Сегодня режиссер активно сотрудничает с Управлением культуры Администрации г. Махачкалы и занимается самыми масштабными проектами на концертных площадках.
– Юрий Анатольевич, расскажите, как вы пришли в мир «организации искусства».
– Наш ансамбль – заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации, народный хореографический ансамбль «Солнечная радуга» – в следующем году отметит 55-летний юбилей. Ансамбль родился и живет в стенах пермского Политеха – ведущего вуза Пермского края. С хореографией я связан уже более сорока пяти лет. Шесть лет меня мама отдала в детский танцевальный коллектив, затем, когда уже поступил в Политех, то перешел в этот ансамбль. Им в свое время руководил народный артист Советского Союза Игорь Алексеевич Шаповалов – наш учитель. Сегодня мы руководим этим ансамблем вместе с моей супругой.
Нам с супругой довелось с Игорем Алексеевичем поработать в качестве помощников режиссера на крупных международных и всероссийских мероприятиях, где мы набрались практического опыта, как режиссеры.
– В чем ваше отличие от иных режиссеров?
– Ну, тем, что мы еще и балетмейстеры. Нам, как хореографам, в постановке сложных многослойных представлений, с большим количеством ансамблей-участников, работать легче.
– Как «пришли в работу» в Дагестане?
– Что касается Дагестана, то творческая связь наша имеет уже пятнадцатилетнюю историю. В последние годы это проекты «Кавказ – единая семья» Управления культуры города Махачкалы, а также фестивальный проект «Горцы», «Масленица», «Каспий» и так далее – это уже в сотрудничестве с Минкультом РД. Хочется сказать, что с годами уровень мероприятий становится все выше и выше.
– С чем это связываете?
– Потому что учимся мы, учатся организаторы, определяют, что и где лучше, где хуже… постепенно и уровень коллективов растет.
– Вот и хотелось бы вас спросить, как оцениваете уровень исполняющих коллективов?
– Что в прошлом, позапрошлом году, что и на этот раз – это просто потрясающий профессионализм. У жителей и гостей Махачкалы появилась возможность воочию созерцать профессиональный уровень исполнения творчества регионов и республик, в которых сами они, возможно, никогда не побывают. Даже те же коллективы СевероКавказского федерального округа – они ведь тоже выступают со своими оригинальными программами. Таким образом, есть возможность познакомиться с фольклорным искусством. Кто-то ведь просто даже не задумывался, насколько это зрелищно, даже не интересовался и не мечтал воочию посмотреть, а тут есть такая прекрасная возможность в одном месте, в одно время посмотреть средоточие такого количества разнообразных национальных культур, причем очень высокого, профессионального уровня исполнения.
Это ведь заслуга, прежде всего, организаторов, которые находят возможность привезти эти коллективы, созвать и собрать ансамбли. И, конечно, большую роль играют и руководители этих коллективов, которые занимаются народным творчеством.
– А может быть, как раз-таки наоборот – фольклор становится чем-то вроде «экзотики», по сравнению с той же «попсой»?
– Ну, тут не все так просто, как кажется, недаром предыдущий год в стране был объявлен Годом культурного наследия России – это же значит, что власти на уровне президента видят, что это необходимо для сохранения этнической самобытности. Но тут было столько мероприятий, которые были освещены и находились в информационной повестке дня. Их просто невозможно было не заметить.
Не было каких-либо формальных действий. Была проведена действительно грандиозная, масштабная работа, рассчитанная на развитие народного творчества. Говорю об этом, потому что и мы участвовали в таких мероприятиях со своим коллективом, и в Дагестане проводилась в прошлом году большая кампания по культурным программам в соответствии с указом президента.
– Как оцениваете хореографию наших детских школ искусств?
– Все коллективы разные. Скажем, кто-то делает неплохо, кто-то хорошо, а кто-то делает лучше. Весь вопрос заключается в том, что есть, конечно, очень крепкие коллективы, которые работают со знанием дела. Но это все, конечно, зависит от педагога, от балетмейстера. Но я хочу сказать не «про вас» и «про нас», я скажу вообще о том, с чем я систематически и повсеместно сталкиваюсь – это не тренды, конечно, но случается так, что ребенку иногда сложно передать настроение. Это зависит от руководителя, от работы балетмейстера. Иногда ребенку сложно транслировать взаимоотношения, которые происходят в номере. То есть по идее все, начиная с музыки, танца, техники исполнения – все должно идти по возрасту. Когда же, скажем, выстраивается номер «не по возрасту», ребенок не понимает, что происходит на сцене; он занимается механикой, ритмикой; следит за движениями под музыку. И такие коллективы я периодически наблюдаю в рамках фестивальных марафонов, когда хореография формально соблюдена, а эмоций нет. Тут прямо по Станиславскому: «Не верю!». Потому что смотришь и понимаешь – ребенок делает какую-то механику, а это ведь не просто посмотреть в глаза и улыбнуться. Это большая задача – рассказать зрителю, о чем танец.
– …Вызвать отклик в сердцах?
– Мое мнение – хореограф должен не просто учить движениям, а воспитывать танцора. Ребенок должен уметь донести то, что хочет сообщить педагог. Педагог должен рассказать, о чем этот номер. Это ведь актерское искусство.
– То есть режиссуры иногда не достает?
– Ну, как бы да. Я бы добавил актерского мастерства. То есть дети, может быть, и «выделывают» эмоцию технически, но искренне, с пониманием и переживанием настроения это удается не всем. То есть балетмейстером была поставлена задача: «Улыбайтесь!». Но танцору надо рассказывать: «Эмоции могут быть разные, здесь минор, и лучше сделать так…», и это как раз работа балетмейстера, и репетиторская работа. Но, конечно, есть коллективы, которые слабоваты с точки зрения исполнения. Я всегда говорю, что самый большой плюс у любого коллектива (даже у такого, который, может быть, плохо что-то исполняет), что дети не на улице, дети занимаются делом, занимаются творчеством. И это огромная заслуга даже самых посредственных коллективов, что дети развиваются, они не бесхозные и при деле. Именно поэтому так необходимы детские школы искусств, кружки и дополнительные занятия. Это надо поощрять на всех уровнях.
– Что хотите пожелать или добавить к сказанному?
– В наше время главное – это здоровье, мирное небо. Если говорить с точки зрения работы Управления культуры Махачкалы – заниматься этим делом, вести фестиваль к новым творческим высотам.
– Как вы считаете, у нас получается?
– Конечно, получается. У вас есть очень сильный двигатель в виде начальника Управления Фарида Велихановича Абалаева, у него есть слаженная дружная команда. Обязательно у вас все получится, даже не переживайте.
– Все-таки, наверное, поддержка культуры – это в том числе социально значимый аспект в работе с населением.
– Это воспитательный, образовательный процесс. Люди видят, получают эмоции. Народное творчество – оно глубокое, конечно, это все необходимо развивать и поддерживать.
Поэтому хочется пожелать сотрудникам Управления терпения. Пусть на ваши площадки приходит зритель и просто получает удовольствие от того зрелищного культурного шоу, что вы демонстрируете ему и на широкую публику.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА