Кто такой педагог? Это второй родитель. На его плечи волей-неволей ложится куда большая ответственность, нежели обучение ребенка. Тут важно стать для него наставником, заручиться уважением, заслужить любовь. Задача приятная, но какая ответственность! О том, из чего складывается педагогический процесс, нам поведала Аминат Алиева – директор Детской школы искусств №6 Управления культуры Администрации г. Махачкалы. Она рассказала, как растет сам педагог, как к нему постепенно приходит мудрость и понимание детской психологии, а заодно поделилась историей открытия тогда еще Музыкальной школы №6.
– Аминат Магомедовна, расскажите об открытии школы…
– В 1975 году, через несколько лет после своего окончания Музучилища им. Готфрида Гасанова, я была направлена в филиал Музыкальной школы №1 П.И. Чайковского, которая располагалась в Сепараторном районе города.
К слову, я сама оканчивала Первую школу. Ее директором тогда был Сейфула Асадулаевич Керимов – композитор, скрипач. Вообще, нас всех распределяли после музыкального училища по районам Дагестана, но меня «командировали» в школу искусств №1. Педагоги были замечательные – истинные корифеи!
Так вот, дорога для тогдашней Махачкалы мне предстояла дальняя – я ехала от вокзала, путь составил почти 45 минут, а когда, наконец, я добралась, то увидела здание, стоявшее посреди чистого поля. Это был многоквартирный жилой дом, пятиэтажка. Так вот, на первом этаже, в первом подъезде под филиал Музыкальной школы №1 была выделена трехкомнатная секция. Тогда же мы познакомились с директором – Евгенией Джалаловной Кагировой. Кстати, начинала она в Школе №1 бухгалтером, но так как по природе обладала талантом – она великолепно пела – Керимов отправил ее на музыкальное обучение. Получив образование, она и стала директором. Буквально за лето новый филиал, куда меня направили, преобразовали в школу №4. Я получила педагогическую ставку по профилю фортепиано. У меня уже тогда появились талантливые и перспективные выпускники – Наталья Сараева, Маргарита Михайлова, затем Геннадий Копылов, который в последующем окончил Ленинградскую консерваторию и стал успешным композитором.
Но хочется отметить, что опекал нас завод сепараторов – мы стали их подшефными, хотя наша общественная деятельность расширялась куда дальше – мы давали концерты уже и в воинских частях, и для морского флота.
Конечно, условия были специфическими: в Ленинкенте, в чистом поле, где вокруг паслись коровы, мы устраивали выездные мероприятия. Для живой музыки мы затаскивали в пекинский автобус целое пианино, а потом устанавливали его и давали концерты для работников колхозов. Но я хочу сказать, что в нас жила вера в светлое будущее – она давала какой-то невероятный задор и эмоции, дарила вдохновение, заряжала азартом и оптимизмом. Мы, молодые и энергичные, хотели творить чудеса.
Поэтому, когда после землетрясения была возведена школа №30, моя руководительница обратилась в Горисполком с просьбой открыть новый филиал музыкальной школы в стенах нового учреждения. Но не успели мы открыть филиал Музыкальной школы №4, как его тут же преобразовали в новую Музыкальную школу №6. На тот момент руководитель перешла сюда в качестве директора и забрала с собой меня. Вместе со мной по приказу также был принят преподавателем Александр Васильевич Миронов – заслуженный учитель РД, который впоследствии долгие годы работал завучем, преподавал на отделении «Народные инструменты» по классу «Аккордеон и нацгармонь». У Александра Васильевича очень много лауреатов международных, всероссийских, республиканских и городских конкурсов.
– Тогда вам понравилось новое учреждение?
– Здесь были голые стены. Все лето мы своими руками сооружали перегородки в классах. Мы красили, белили, строили! Я в жизни не держала в руках гвоздь, но пришлось забивать рейки, штукатурить и шпатлевать стены. Это было, конечно, что-то невообразимое, но, как говорится, «партия сказала – надо делать». Вот под таким девизом мы распахнули двери нашего нового учреждения, где я уже значилась завучем.
Когда Евгения Джалаловна ушла на пенсию, Фатима Эмирова – заместитель мэра Махачкалы в 1996 г. назначила меня директором.
На тот момент в школе не было отопления, но Эмирова направила меня к руководству мэрии, и я попросила оказать нам помощь. Тогда к нам прислали бригаду рабочих, которые установили новые радиаторы. Они служат нам верой и правдой до сих пор.
– Аминат Магомедовна, вы наблюдали, как в разные годы менялось отношение граждан к школам искусств. Были времена, когда интерес к творчеству у населения снизился. Вы с этим столкнулись?
– У нас всегда прием был по конкурсу. Конечно, был момент, когда дети не шли, но я это связываю с периодом военных действий в Чечне. Многие боялись, было не до того. И тем не менее люди всегда тянулись к прекрасному. Бывало, придет мама в простых тапочках и халате, просит записать «на салфетку» – на сольфеджио, то есть. Спрашивает, в каком кабинете. А потом босая хулиганистая малышня приходит к нам, а мы из них тут делали денди. Мы учили, как приводить себя в порядок – как заходить, здороваться, вставать или садиться. Учили, вроде бы, элементарным вещам, но приходилось объяснять и воспитывать.
– Сейчас вы подняли немаловажный вопрос – помимо образования, чем отличается, на ваш взгляд, школа творческая от общеобразовательной?
– В обычной школе в классе нередко сорок человек и одна учительница. Урок – сорок пять минут и надо успеть опросить каждого и объяснить материал. Там не до этикета. К нам же приходят преимущественно по одиночке. Групповые занятия – это только хор, сольфеджио и музлитература. Эти группы всего по 10-12 учеников. Есть разница – преподаватель ведет 40 или 10-12 человек. Когда же речь идет об индивидуальных занятиях по специальности – пианино, там педагог целых сорок пять минут работает с единственным ребенком. Помимо обучения, проводится воспитательный процесс. Объясняем все, начиная с правил этикета, заканчивая гигиеной.
Более того, раз в месяц наши преподаватели устраивают классные чайные столы. На таком «чайном» классном собрании каждый, даже самый отстающий ребенок, что-то играет, потому что родителям важно и приятно увидеть своего малыша в деле, за работой на инструменте. В ходе мероприятий ведутся непринужденные беседы по душам. Я хочу сказать, знаете, дети на глазах растут после такого внимания. Те ребятишки, что хулиганили, начинают вести себя дисциплинированно. Мы учим детей элементарным правилам культурного поведения. Это же наши исконные дагестанские традиции, дань старшему поколению, умение выразить свое почтение и уважение. Такие уроки вежливости в будущем в жизни дают очень многое. Они развивают воспитание.
Мы беседуем с детьми. Поэтому они нам доверяются, делятся, что-то о себе рассказывают. Более того, они нас любят! А кричать на детей нельзя – они теряются, а потом и вовсе замыкаются. И все-таки сказать, что когда-то были серьезные проблемы с поступлением в нашу школу – не могу. У наших преподавателей учеников всегда хватает.
– Какие функционируют отделения в школе?
– Фортепианное, театральное, художественное, народное (национальная гармонь, баян, аккордеон, гитара), тар, отделение хорового пения, отделение оркестровой флейты, скрипка – хоть и немного, но у нас есть свои скрипачи и они поступают каждый год. Есть и такие, кто уже оканчивает консерватории. Есть отделение национального танца.
Я хотела бы отметить, что театральное отделение ведет очень хорошая преподаватель. Это наша выпускница, когда-то она окончила школу с отличием, а затем – театральное отделение университета ДГУ, факультет культуры по специальности «актриса театра и кино» с красным дипломом.
Также в нашей школе по сей день работают преподавателями выпускники нашей школы: Асият Агаева – преподаватель отделения «Фортепиано», Раиса Рагимова – заведующая отделением «Народные инструменты», преподаватель по классу «Аккордеон».
Также выпускники нашей школы работают и в других школах искусств Махачкалы. Среди выпускников мы можем гордиться и народной артисткой РД Дианой Увайсовой, которая окончила наше отделение «Фортепиано». Также наша недавняя выпускница – Амина Магомедова – в данный момент обучается в Саратовской консерватории и подает большие творческие надежды.
В нашей школе 14 кабинетов, но, несмотря на это, нас хватит на всех. Несмотря на то, что наша школа небольшая, ученики принимают активное участие во всех конкурсах и мероприятиях, международных, всероссийских, республиканских и городских. Вот, к примеру, ученица нашего преподавателя по вокалу Гульнары Багавдиной – Эльвира Яхъяева стала финалисткой проекта «Ты супер». Также ученица Гульнары Исмаиловны – Диана Магомедова стала финалисткой проекта «Дельфийские игры». Ежегодно ученики Школы искусств №6 принимают участие в конкурсе «Юные звезды Махачкалы». Он организован Управлением культуры города. Наши ребята, как правило, занимают I, II места.
– Какие отделения пользуются особой популярностью?
– Особой популярностью пользуется театральное отделение, а также танцы и вокал. На них спрос невероятный. Неплохо было бы расширить наше художественное отделение, но у нас нет такого кабинета, который позволял бы установить большие мольберты. Несмотря на то, что у нас не так много рабочего пространства, мы стараемся выделить и найти место для всех.
В принципе, и коллектив у нас небольшой, но именно благодаря этому мы все здесь как единая семья. За столько лет работы мы вместе делим и плохое, и хорошее. Более того, у нас давно принято негласное соглашение: если одному дано задание, то остальные обязательно будут помогать. Я думаю, именно благодаря такой дружеской атмосфере, нам удается преодолевать и сложности, и невзгоды, и разногласия.
Хочу напоследок отметить, что нам есть к чему стремиться, и мы надеемся, что вместе со своим руководителем Управления культуры г. Махачкалы – Фаридом Велихановичем Абалаевым сумеем не только сохранить эту приятную традицию творческого образования, но и расширить горизонты своих потенциальных возможностей.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА