Институт государственно/муниципально-частного партнерства (ГЧП и МЧП) и перспективы его развития в Махачкале обсудили члены Общественной палаты города под председательством Салима Абдулкадырова на этой неделе. Надо отметить, что благодаря присутствию представителей бизнес-сообщества, общественных организаций, администрации города и самое важное – научного сообщества диалог получился интересный, местами острый, но в целом конструктивный.
Помимо членов Общественной палаты города, в мероприятии приняли участие начальник Управления экономического развития и инвестиций Администрации г. Махачкалы Заира Ибрагимова, д.э.н. научный сотрудник ИСЭИ ДФИЦ РАН Гаджимурад Идзиев, к.э.н. научный сотрудник ИСЭИ ДФИЦ РАН Заур Меджидов, председатель Общественного совета Агентства по предпринимательству и инвестициям Шамсудин Асланханов, заместитель председателя БИСОМ Махач Цахаев, предприниматель, общественник Разият Нурмагомедова.
Открывая заседание совета, председатель Общественной палаты города Салим Абдулкадыров отметил важность развития ГЧП и МЧП на примере крупных городов, где город за счет привлечения инвестора через МЧП может позволить себе решать многие задачи. К примеру, как это делается в Москве, где компания ПИК застраивает кварталы, но начинает с социальных объектов. То есть сначала строятся школы, садики, поликлиники и прочие соцобъекты и только по завершении этих объектов начинается строительство жилья. Город получает социальную инфраструктуру, бизнес оправдывает вложенные средства за счет цены на жилье, которая в готовом МКР будет гораздо выше. Чтобы понять, что необходимо для развития такого партнерства, Салим Абдулкадыров предложил выслушать представителей научного сообщества.
С докладом «Оценка современного состояния и приоритеты развития проектов государственно-частного партнерства в г. Махачкале» выступил к.э.н. научный сотрудник ИСЭИ ДФИЦ РАН Заур Меджидов. Он предложил начать с терминологии, что есть ГЧП.
– Государственно-частное партнерство (муниципально-частное партнерство) – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера – с одной стороны, и частного партнера – с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества, – отметил он.
Сегодня, по его словам, существуют следующие формы ГЧП, практикуемые в РФ, отличающиеся по нормативно-правовой базе, объектам соглашения, срокам исполнения и прочее: концессионное соглашение, соглашение о ГЧП /МЧП, контракт жизненного цикла, аренда (лизинг) государственной собственности с инвестиционными обязательствами, создание совместной проектной компании (совместное юридическое лицо), специальный инвестиционный контракт, инвестиционный договор, договор офсетной закупки, энергосервисный контракт, соглашение о разделе продукции.
Законодательной базой в Республике Дагестан и г. Махачкале, регулирующей отношения участников проектов ГЧП, являются: решение Махачкалинского городского Собрания «Об участии городского округа “Город Махачкала” в муниципально-частных партнерствах», Закон РД от 2 февраля 2017 года №5 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Республике Дагестан», Постановление Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2018 года №166 «О регулировании вопросов государственно-частного партнерства в Республике Дагестан».
– В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Республика Дагестан занимает 21-е место (по итогам 2022 года) и 48-е место (исходя из оценки накопленного опыта реализации проектов ГЧП до 2022 года). В рейтинге крупнейших городов областного, краевого и республиканского значения с разными уровнями социально-экономического развития, возможностями бюджетов и опытом в сфере ГЧП г. Махачкала располагается на 108-м месте (из двухсот, включенных в расчетные сведения), – отметил Меджидов.
Также докладчик отметил, что к числу проектов ГЧП, которые планируются либо уже реализуются в Махачкале, следует отнести: «Концессионное соглашение в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры водоотведения города Махачкалы», инвестор проекта ООО «АРТ-СТРОЙ», «Строительство тепличного комплекса ООО “Агромир” площадью 10 га в МО г. Махачкала, пос. Ленинкент (вторая очередь строительства 5 га)», «Строительство современного тепличного комплекса общей площадью 5 га с использованием геотермальных источников энергии», инвестор проекта ООО «Югагрохолдинг».
– В качестве ключевых проблем, не позволяющих использовать потенциал ГЧП в Республике Дагестан и, в частности, в г. Махачкале, следует считать: недостаточную поддержку федерального центра (институтов развития) в реализации инфраструктурных проектов (ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ), отсутствие проектного офиса государственно-частного партнерства, – завершил свой доклад Заур Меджидов.
В ходе дальнейшей дискуссии было отмечено, что в Махачкале пока реализованных проектов ГЧП нет, но достаточно высокие позиции в рейтинге город занял благодаря достаточно хорошо проработанной нормативно-правовой базе. Тут в диспут вступили представители местного бизнес-сообщества, которые отметили, что местные бизнесмены готовы участвовать в подобных проектах, но не всегда находят отклик у чиновников, когда приходят с подобными предложениями.
Начальник Управления экономического развития и инвестиций Администрации г. Махачкалы Заира Ибрагимова попросила забыть то, что было до…
– Сейчас в администрации совершенно другая команда. У нас есть в структуре отдел проектного офиса. Город разрабатывает несколько десятков проектов для реализации именно через механизм ГЧП и МЧП. Двенадцать из них уже готовы и сейчас на стадии подписания. Город готов к любым конструктивным предложениям! – отметила она.
Также разработан План развития города Махачкалы до 2030 года, в который включены проекты по улучшению инфраструктуры города с привлечением инвесторов. В конце своего выступления она отметила, что Администрация города Махачкалы будет детально рассматривать все предложения от инвесторов, город готов к любым предложениям.
– Бизнес к такому движению готов, кому-то нужно показать, куда двигаться, кто-то уже вовлечен в те проекты ГЧП и МЧП, что сейчас реализуются, – отметил зампредседателя БИСОМ Махач Цахаев.
Резюмируя все, что было озвучено, Салим Абдулкадыров выразил надежду, что очень скоро город будет отчитываться уже о первых успешно реализованных проектах в рамках ГЧП и МЧП. Особенно учитывая весь пласт проблем, стоящих сегодня перед городом, будет преступным не использовать потенциал ГЧП и МЧП в интересах города.
Камиль ОМАРОВ