Президент России Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно призывал возродить престиж профессии инженера. В частности, в июле 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам он заявил о необходимости развивать отечественную инженерную школу.
Одним из компонентов инженерной школы является такой предмет, как физика. Именно в школе на этих уроках уделяется внимание развитию абстрактного мышления, создается научная картина мира.
Какова ситуация сегодня с преподаванием физики в столичных школах? Какова готовность педагогов обеспечить инженерный подход при обучении физике? Об этом наша беседа с председателем Ассоциации учителей физики Дагестана Зумрият Самедовой.
Наша справка. Зумрият Дадашевна Самедова – заместитель директора Махачкалинского многопрофильного лицея №3. Окончила в свое время Туркменский государственный университет им. М. Горького.
С 1996 года работает в этом лицее. Заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник общего образования РФ. Имеет множество наград за успешную подготовку учащихся к конкурсам и олимпиадам, в частности, ко Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее».
ЛИЦЕЙ
– Наш лицей основан в 1922 году, прошел в своем становлении и развитии более 100 лет, – рассказывает Зумрият Дадашевна. Тогда на горе Анжи-арка открылась мужская гимназия, небольшая, всего на 115 человек.
В годы Великой Отечественной войны в здании был размещен госпиталь для раненых солдат и офицеров.
После войны занятия в школе возобновились в полном объеме, а к концу 1950-х в неполной средней школе №3 обучались уже и мальчики, и девочки.
В 2007 году, пройдя государственную аттестацию, школа получила статус многопрофильного лицея. Сегодня здесь в 36 классах обучается 915 детей, занятия проводятся в 2 смены, действует кабинетная система.
Возглавляет коллектив Жанна Селиванова. Жанна Владимировна – заслуженный учитель Республики Дагестан, почетный работник общего образования России.
Мы очень ей благодарны за то, что она поддерживает нас во всех начинаниях, ведь наше учебное заведение является экспериментальной площадкой для мероприятий Ассоциации.
АССОЦИАЦИЯ
– Зумрият Дадашевна, когда и для чего была создана Ассоциация учителей физики Дагестана? Какова ее структура?
– В 2017 году была создана Ассоциация педагогов Республики Дагестан. У ее истоков стояла Анжела Байрамбекова, директор Республиканского центра образования. Затем начали создаваться ассоциации по предметам.
Мою кандидатуру предложила Екатерина Толстикова, которая на тот момент была заместителем председателя Правительства Дагестана. У нас была цель – развивать физику в республике, готовить наших детей к участию во всех рейтинговых мероприятиях по этому предмету.
ездила в Московский физико-технический институт, узнавала, как наладить работу ассоциации в Дагестане.
До ее создания мы не общались с учителями физики, которые работали в других муниципалитетах и районах республики. А после уже началась бурная деятельность.
При таком взаимодействии решаются многие проблемы, идет обмен опытом, изыскиваются возможности по улучшению преподавания, проводятся семинары, мастер-классы и т.д.
В 2019 году мы провели слет учителей физики в Кизилюрте, где наметили план работы. В этом году намерены провести его в другом городе.
Когда выделяются квоты на награждение педагогов, присвоение званий – этот вопрос не решается келейно: я скидываю информацию в группу, которая называется «физики Дагестана». Идет бурное обсуждение кандидатур, и награды распределяются справедливо.
На базе нашего лицея проводятся занятия для педагогов – членов Ассоциации, которые ведут приглашенные преподаватели из Москвы, например, не так давно здесь побывал Егор Шишов из ФТИ.
Показали мастер-класс и наши педагоги. Так, Ибрагим Ибрагимов из Цунтинского района продемонстрировал собственный подход к изучению предмета. Он делает акцент на том, что человек, получивший знания, должен применить их на практике.
Могу отметить работы педагогов из других районов и города Дербента.
– Как вы общаетесь со всеми членами Ассоциации?
– В каждом муниципалитете при управлении образования существуют методические объединения и созданы свои ассоциации. Мы предоставляем им информацию и контролируем, правильно ли ее донесли.
У нас есть номера телефонов многих преподавателей, можем выборочно кому-то позвонить, узнать, ознакомился ли учитель с этой информацией.
Если кто-то сообщает, что ее не было, то мы проводим уже работу с муниципалитетом.
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО?
– На каком уровне, на ваш взгляд, находится преподавание физики в Дагестане?
– Я считаю, преподавание этого предмета оставляет желать лучшего. Во-первых, не хватает преподавателей, что связано, прежде всего, с низкой оплатой их труда.
Во-вторых, физиков ущемляют в школах, сокращая часы на предмет. В образовательных программах предусмотрены на выбор варианты учебного плана, поэтому иногда часы сокращаются в пользу других предметов.
Еще об одном крупном недостатке хочу упомянуть, это слабая материально-техническая база. Объясняя новый материал, учитель физики должен сопровождать свой рассказ показом опытов, экспериментов.
У нас в лицее такой проблемы нет: имеется два кабинета физики, они оснащены, как полагается. Но в других школах такого нет!
Акцент делается на том, чтобы дети скачивали показ опытов из интернета, чтобы видели, как и что происходит практически.
Некоторые учителя физики мастерят приборы собственными руками, другие ищут еще какой-то выход.
ВЫПУСКНИКИ
– Как повлияло создание Ассоциации на качество знаний физики?
– Конечно, наше взаимодействие, перенимание опыта, то, что мы – учителя получили стимул самим становиться лучшими в профессии, повлияло на качество знаний учеников.
Хочу отметить, что, несмотря на все сложности, наши школьники стали сдавать ОГЭ и ЕГЭ по физике более успешно.
Наш лицей является региональной площадкой для подготовки обучающихся к олимпиаде «Шаг в будущее», которая основана в 1991 году МГТУ им. Н.Э. Баумана. Конференция проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский.
На заключительный этап, всероссийский, мы имеем право посылать 5 работ. Очень сложно выбрать именно 5, потому что много хороших.
Я конкретно остановлюсь на нашем выпускнике Магомедтагире Исаханове, который окончил лицей в прошлом году. На ЕГЭ по физике набрал 89 баллов, по русскому языку – 100.
На международном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее» занял первое место. Причем защищать работу нужно было на английском языке, который он знает в совершенстве.
Получил много наград, премий, его имя было занесено в специальный реестр самых талантливых учеников, поступил в престижный московский вуз. Затем на конкурсной основе перевелся на учебу в Англию. Так что он представляет за границей Дагестан с самой хорошей стороны.
Хочу напомнить, что физика как компонент развития инженерного мышления учит решать задачи по применению имеющихся знаний на практике. А конференция «Шаг в будущее» выявляет самых талантливых. Сегодня мы готовимся к проведению ее муниципального этапа, который пройдет в Махачкале в начале ноября.
Наталья БУЧЕНКО