В минувшие выходные дагестанские тг-каналы облетело видео с избиением подростка группой сверстников.
Начало конфликта остается за кадром. Вначале обе «стороны» разговаривают, причем разговором этот диалог можно назвать с натяжкой. Какие-то общие фразы, сводящиеся к «а ты, а я, да ты», что, собственно, демонстрирует формальный характер общения. Скорее, беседа становится поводом для обострения конфликта. Затем один из друзей пришедшего выяснить отношения заходит за спину парня, словно выжидая, и после первого удара их товарища остальные набрасываются на подростка. Хаотичные удары руками и ногами наносятся со всех сторон, все действия сопровождаются смехом, повизгиванием и криками неистового одобрения со стороны группы поддержки нападавшего.
Бессмысленная жестокость поступка школьников очевидна. Как и то, что подобные сюжеты нет-нет да и всплывают на дагестанских тг-просторах, сигнализируя о том, что подростковое воспитание прихрамывает. Вместе с тем отличие этого видео от подобных эпических баттлов заключается в характере нападения – не один, а несколько на одного и, судя по возгласам «очевидцев», для них такое поведение вполне нормотипично.
ОТВЕТИТ ЗА СЛОВА
Комментируя этот инцидент «МИ», детский психолог Гаджи Шамов отмечает, что видеоролик вызывает чувство стыда за отнюдь не героический поступок подростков. При этом обращает внимание на следующие детали:
«1. Ребята осознанно снимают на камеру происходящее. Подло, под улюлюканье товарищей. Снимают явно для рассылки среди ровесников. По-видимому, у них это зовется “игрой” и есть на это “кино” спрос. Вот такой вот уровень ценностей у этих ребят. Происходящее – предмет их гордости.
- Романтизируются преступления. Да, на видео именно преступление, не стоит искать других формулировок – озлобленной толпой на одного с намерением унизить, сознательно нанести моральный и физический вред. Идеология, похоже, берется из просматриваемого подростками сериала «Слово пацана» и подобных фильмов, из трендов социальных сетей.
- Уровень воспитания детей на видео, их культуры очень низкий, поверхностный. Это прослеживается и в стиле речи, и в брани, произносимой на камеру, в их животных воплях, и в том, над чем смеются дети, как они провоцируют участников конфликта и затем с удовольствием кидаются толпой на ребенка. Как потом будут оправдывать свое поведение известной подростковой “игрой” в виноватого: “Он “обещнулся”. За слова пусть ответит”».
Отсюда, резюмирует эксперт, вытекают вопросы чести, духовного воспитания и элементарного воспитания вообще, когда по неписаному кодексу чести считалось позором нападать группой на одного.
Вопросы воспитания в первую очередь обращены к родителям, а дальше и к школе, обществу, государству, считает Шамов.
«Да, дети на видео – из неблагополучных семей. И на сегодня «неблагополучная семья» – это больше не про материальный достаток, а про отсутствие качественного общения родителей с детьми. Чем меньше близости и доверия, открытости и совместной деятельности, бесед с примерами из своей жизни, тем больше неблагополучие семьи», – отмечает он.
По мнению детского психолога, в этой ситуации очень важно провести работу с каждым из подростков, а также с их родителями с привлечением психологов-специалистов: «С каждым из этих детей необходимо проводить социальную, психотерапевтическую, трудовую и другую воспитательную работу. Дети должны ментально, духовно, нравственно подрасти. Брать образы своих родителей, а также достойных людей нашего времени или героев недавних времен. Безусловно, необходима работа с родителями детей. Прояснить социальный статус семьи, прояснить, как построены в них родительско-детские отношения, достаточно ли уделяется внимания воспитанию и какое оно по содержанию. Привлечь родителей к психотерапевтической работе.
Необходимо менять сознание общества. На уровне идеологии страны, на уровне правительства, на уровне школ, семьи и любых социальных учреждений. Главная задача – включать самосознание ребенка, повышать его уровень эмоционального и духовного развития. Необходимы профилактические беседы, встречи психологов, лидеров социальных групп с родителями и отдельно с детьми. Необходим наглядный материал – фрагменты из художественных фильмов, видео из реальной жизни, документальные фильмы, социальные ролики с обсуждением в среде подростков. Что-то еще, исходя из индивидуальных находок в кабинете психолога…»
ПОДРАЖАТЬ БЛАГОЧЕСТИВЫМ
Попыткой достучаться до сердец и умов подростков и их родителей можно считать проповедь богослова Идриса Асадулаева, выставленную в тг-канале Муфтията РД и посвященную теме подросткового беспредела. «Ничего не изменится, если мы не начнем сажат саженцы благонравия в сердца наших детей. И учителя, и директора, и родители. Иначе дети будут уподобляться клоунам: снимают, смеются еще и восхищаются этим. Откуда такое поведение они копируют? Из фильмов, сериалов, игр, где их обучают издеваться над человеком и вводят моду на такое поведение. Родитель должен построить базу – фундамент в сердце ребенка, чтобы он вырос подражающим не актерам и беспредельщикам-хулиганам, а благородным, благочестивым людям», – говорит он.
Асадулаев предостерегает родителей от равнодушия к своим детям: «Как можно ребенка, которого тебе доверил Всевышний, оставлять на произвол судьбы? Разве так оставляли наши предки? Когда подобное было нормой?.. Пока каждый родитель, учитель, тренер не возьмется за ум и не начнет сажать деревья благонравия в сердцах детей, такие случаи будут повторяться», – считает он, подчеркивая, что воспитание должно быть комплексным.
Видео вызвало закономерный «интерес» у представителей правоохранительных органов. По сообщению пресс-службы МВД по РД, опубликованному на следующий день после размещения видео в соцсетях, проведенная проверка показала, что по данному факту с заявлением в органы внутренних дел никто не обращался. «Сотрудники ПДН установили личности участвовавших в потасовке. Подростки – учащиеся 8-9-х классов 27-й школы Махачкалы, а также их законные представители доставлены в отдел», – отмечается в информации. Здесь же указывается причина конфликта – оскорбления, высказанные одним из школьников другому в чат-мессенджере. Беседой не ограничились, взрослым придется ответить по статье о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Столичное Управление образования оперативно отреагировало на произошедшее. Руководитель Управления Эмилия Раджабова сообщила в своем тг-канале о расширенном собрании, которое пройдет в школе с участием всех сторон, представителей Управления образования, полиции, ПДН и КДН. Итого: в понедельник, 19 февраля, стоя у доски, у всех на виду вчерашние агрессоры смотрелись более чем мирно. Они искренне сожалели о содеянном и извинились перед своим сверстником. «Следует отметить, что Управлением образования дано указание всем школам провести родительские собрания и профилактические беседы с обучающимися по предупреждению агрессивного поведения среди подростков и влияния социальных сетей на сознание и поведение школьников с привлечением других субъектов профилактики», – отметила Раджабова в опубликованном посте.
Вместе с тем проблемой буллинга вплотную занимаются депутаты Махачкалинского городского Собрания. Так, по словам помощника председателя горсобрания Гаджимагомеда Таджибова, по поручению председателя МГС Мариса Ильясова на постоянной основе создана рабочая комиссия из числа депутатов, деятельность которой направлена на исключение конфликтных ситуаций в образовательных организациях города: «Тема буллинга, к сожалению, актуальна в наши дни. Мы проводим профилактические мероприятия с учащимися и пытаемся понять, существуют ли в этих образовательных организациях назревающие или острые проблемы, которые требуют оперативного вмешательства. Мы нацеливаем преподавательский состав, психологов и классных руководителей, чтобы они были в постоянном контакте с учащимися, потому что вся информация должна своевременно доходить до классных руководителей. А для этого педагогам нужно устанавливать доверительные отношения с детьми.
Основной акцент в своей профилактической работе мы делаем на том, чтобы дети понимали: им обязательно нужно поделиться своей проблемой со взрослыми, ни в коем случае нельзя умалчивать и замыкаться в себе. Мы понимаем, чем это может обернуться для ребенка. Один в поле не воин. Думая, что справится сам, и, потерпев неудачу, он может попытаться решить проблему кардинальным образом. Это недопустимо. Поэтому на каждой встрече мы говорим детям о том, что у нас в городском Собрании работает телефон горячей линии, куда могут обратиться дети или их родители и рассказать о своей ситуации. Мы в свою очередь готовы реагировать на любые случаи, о которых нам сообщат по телефону доверия: 68-16-53».
Вместо послесловия. Наверное, нет ни одного взрослого, который не припомнит случаи драк со сверстниками в детстве, особенно в подростковый период, когда хочется выделиться или выбиться в лидеры. Однако, сравнивая «тогдашние» случаи с недавним инцидентом, понимаешь, что знак равенства здесь не поставишь. Тогда существовали негласные правила, которых старались придерживаться: «драка до первой крови», «не бей лежачего», «один на один». И с этими правилами считалось большинство, понимая, что тот, кто от них отступает, автоматически теряет репутацию лидера, откатываясь на позицию подлеца и негодяя. Сейчас, наблюдая за поведением подростков, которые откровенно смеются, наблюдая за дерущимися сверстниками и старательно снимают побои на камеру, осознаешь, что пора в школах вводить уроки этики и морали, где каждому ребенку будет доноситься главная мысль его существования – «Я – человек» – и кодекс поведения, свойственный настоящему человеку. А на родительских собраниях нужно уделять время не только успеваемости школьников, но и их воспитанию. Ведь, как показывает практика, родителям тоже нужно напоминать, что детей не только кормят, одевают и учат, но и вкладывают в них главные жизненные ценности. И, руководствуясь этими ценностями, они будут ценить не только свою, но и чужую жизнь.
Лариса ДИБИРОВА