(Бес)культурное вождение

Как повысить безопасность на дорогах?

Культура вождения или, строго говоря, соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками – тема для Дагестана уже не из разряда актуальных, а намозоленных и нестерпимо наболевших. ДТП в республике происходят с чудовищной закономерностью, наращивая незавидную статистику по количеству пострадавших и жертв.

Для тех, кто за рулем, в общественном транспорте или в качестве пешехода ежедневно участвуют в этом системном круговороте транспортно-человеческих отношений, картина вырисовывается примерно такая: привычка нарушать правила или, вернее сказать, не нарушать «свои правила жизни» в угоду ПДД – в дагестанцах присутствует в той или иной степени. И потому машину автовладелец со временем переквалифицирует в железного коня, уверовав в это настолько, что в лексиконе своем использует глагол «проскочить» (как на коне), а не проехать (на машине). Как бы то ни было, Дагестан за 2023 год стал лидером в стране по количеству страховых случаев в ДТП по рейтингу Российского союза автостраховщиков.

Проблему культуры вождения в Дагестане озвучил глава региона Сергей Меликов 4 марта на конференции, посвященной общественному транспорту. Потребовав эту культуру повысить, не занимаясь поиском виновных в околодорожной среде («У нас кто виноват в случае ДТП? Либо отбойник на дороге, либо столб фонарный, либо КОР…»), он напомнил о показателях жертв в ДТП, которые превышают другие, в том числе показатели смертности на СВО.

– У нас количество жертв в результате ДТП превышает все другие показатели, даже в зоне проведения СВО, и мы должны все предупреждать и воспитывать, что каждый, кто сел за руль автомобиля, владеет средством повышенной опасности, – подчеркнул в своем выступлении руководитель региона.

 

ЛУЧШЕ МЕНЯ ЕЗДИТ!

Вообще для тех, кто живет в Махачкале или приезжает в город или в республику извне, становится понятно, что регион отличается не только своими географическими особенностями, но и культурными составляющими. И этот культурный код накладывает свой отпечаток на участников дорожного движения. Пешеходы иной раз переходят дорогу в неположенном месте, так будто 10 жизней впереди, автовладельцы водят машину виртуозно и напористо. Наверное, есть в этом что-то завораживающее, придающее дагестанцам какую-то особенную харизму. Если бы не… последствия, которыми приходится расплачиваться участникам дорожного движения за свою иногда откровенную беспечность при наличии теоретических и практических знаний. Ведь, по словам руководителя автошколы «Лидер-СМ» Загригат Раджабовой, учреждения, где, скажем так, пешеходы становятся водителями, проводят полную и всестороннюю подготовку желающих получить права. И ни на какие уговоры и разговоры руководители и преподаватели автошкол не ведутся. Без занятий, без посещений теоретического и практического курсов невозможно получить права, уверенно заявляет Раджабова. «Раньше к нам приходили и говорили: “да я умею ездить, чему вы меня научите? Мне просто сертификат нужен”. Или сейчас отцы приходят с сыновьями и говорят: “чему его учить, он лучше меня ездит”. На такие заявления мы отвечаем: “Есть элементы упражнений, которые он должен уметь выполнять. Есть теоретические знания, без которых он не сможет ездить по городу”. Мы объясняем людям, что уметь просто водить машину – это только вершина айсберга. Поэтому в нашей автошколе все ученики посещают занятия, не пропуская. Преподаватели излагают материал доступно, отвечают на любые вопросы», – рассказывает руководитель автошколы.

По ее словам, в автошколе ученики сдают внутренний экзамен и проходят промежуточную аттестацию. Полтора-два месяца уходит на обучение, чтобы получить сертификат. Затем в назначенный день ученики сдают экзамен в ГИБДД в сопровождении преподавателя.

Важный момент: для обучения в автошколе необходимо предоставить медицинские справки, доказывающие, что будущий водитель не имеет физических ограничений на вождение машины, включая и то, что он не состоит на учете в псих- и наркодиспансере.

– В основном ДТП случается с участием мужчин. Женщины за рулем более внимательны. Ребята менее осторожные, иногда на телефон отвлекаются. Девушки стараются соблюдать все правила, аккуратно перестраиваются из ряда в ряд, включают поворотники, – отмечает Раджабова, комментируя тот момент, что знание ПДД не всегда останавливает водителей от совершения нарушений.

 

КАК УДОБНО

Между тем статистика, приводимая региональным ГИБДД, наглядно демонстрирует поводы для беспокойства. Так, за 12 месяцев 2023 года в республике было зарегистрировано 1677 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 348 и ранены 2450 человек. При этом случаи столкновения транспортных средств из общего числа составляют ДТП 52%; наезды на пешеходов – 23%.

С 18 по 24 марта текущего года на территории республики зарегистрировано 19 ДТП, в которых погибло 6 человек, а 28 получили травмы различной степени тяжести.

Привить культуру вождения одними разговорами маловероятно, к такому мнению склоняется директор МБУ «ЦОДД» Халил Муртазалиев. Потому что нередко автовладельцы ищут любую возможность, чтобы сделать так, как им удобно, не думая о других. «Многократно убеждался, что если проехать на улицу, где установлены знаки 3.27, и на этой улице не будет работать эвакуатор, то участки будут забиты автотранспортом, несмотря на то, что они ухудшают пропускную способность улицы. Знаки же ставятся, чтобы не создавать помехи для движения других авто, спецтехники, экстренных служб. И скорость передвижения – один из показателей комфорта проживания людей, когда мы из одной точки в другую можем беспрепятственно добраться, не теряя времени. Когда человек рассчитывает добраться за полчаса, а в итоге застревает в дороге на час, это отражается и на настроении. Конфликты возникают там, где можно было бы спокойно нажать на тормоз и пропустить человека», – рассуждает он. В качестве примера Муртазалиев приводит вафельную разметку на пересечении улиц Расула Гамзатова и Ярагского и др. Первоначально граждане считали, что это очередная зона для «сбора» денег, пока не увидели реально положительный эффект. «Люди, проживающие в зонах, приближенных к вафельной разметке, наглядно убедились, что при наличии этой разметки водители аккуратнее выезжают на перекресток. Не остаются на красный свет на перекрестке и не создают помехи по пересеченному движению. Там, где разметка поистерлась, люди выезжают, создавая помехи, и тогда “включается” принцип домино. Одна фишка упала – остальные посыпались. Отсутствие разметки не освобождает от ответственности, потому что штраф идет за нахождение на перекрестке на запрещающий сигнал светофора. То есть задача этой вафельной разметки – чисто информативная, а камера фиксирует нарушения», – говорит он.

– Тот же ремень безопасности: водитель быстро пристегивается, когда видит машину ГИБДД или если где-то там неподалеку находится камера. А проехав моментально «освобождается» от ремня.

– И зря. При ДТП подушки безопасности срабатывают, и если человек на ограничен ремнем, то вылетает вперед и получает ощутимый удар подушкой.

По словам Муртазалиева, в основном ДТП в городе происходят при несоблюдении правил приоритета или же скоростного режима. В зоне риска и нерегулируемые перекрестки, где находятся знаки: уступи дорогу. Иногда водители умудряются проскакивать на красный сигнал светофора. Но нарушать водители умеют не только в движении, но и паркуясь елочкой. Тем самым создавая трудности в движении остальным участникам автопотока. «В городе надо парковаться параллельно бордюру. Мы выставили знаки на Коркмасова, но три месяца автовладельцы на них не реагировали. После того, как там стала проезжать машина ГИБДД и штрафовать, люди стали парковаться правильно. Прежде, чтобы проехать по ул. Гаруна Курбанова, С. Стальского и Коркмасова, нужно было остановиться и пропустить встречную машину. Потому что обочины были заняты припаркованными елочкой автомобилями, сужавшими проезжую часть. Сейчас там можно чаще всего проехать свободно. Конечно, любители нарушений есть везде, и, наверное, кроме как штрафами ничем иным на них не воздействуешь», – отмечает он.

Примечательно, что тот культурный код, о котором шла речь выше, «подсказывает» местным жителям возможности моделирования ситуации в угоду «своим правилам». В частности, работники ЦОДД столкнулись с тем, что люди самовольно устанавливают знаки на дорогах. В Пятом поселке люди установили знак «кирпич», чтобы по их улице не ездили. И тем самым загрузили центральную улицу. Самовольно установленный знак является нарушением КоАП РД, по нему грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

«Мы информируем население о платных парковках, устанавливаем информационные таблички. Но кто-то закрашивает их маркерами, и людям затрудняют доступ к информации. В отдельных местах сняли знаки о платной парковке. Если они думают, что снятием знака нейтрализуют ответственность за парковку на платном месте, то ошибаются. Они создают неудобства своим согражданам, которые будут оштрафованы за неуплату», – объясняет директор МБУ «ЦОДД».

 

ПЕШЕХОДЫ ТУДА ЖЕ…

Не только автовладельцы, но и пешеходы провоцируют ДТП, считает Муртазалиев. Нередко пешеходы предпочитают срезать путь и перебегают вне «зебры». Тогда как в нескольких метрах имеется регулируемый пешеходный переход. «Водитель, даже если движется в пределах скоростной нормы, может не успеть остановить транспортное средство. Надо учитывать тормозной путь машины. Взрослые своим примером учат детей нарушать правила. Переходя в неположенном месте, они дают ребенку понять – ничего не случится. Это же, мягко говоря, неправильно. Детям надо знать элементарные правила: что переходят дорогу только на пешеходном переходе, в темное время суток или в дождливый день на одежде лучше иметь светоотражающие элементы», – говорит эксперт.

И несмотря на то, что люди нередко просят установить ограничители скорости на улицах, Муртазалиев полагает, что это не выход из ситуации. Если всюду на городских дорогах появятся искусственные неровности, езда будет напоминать американские горки. Он напомнил, что в городе ведется установка камер. Правда, среди населения пошли слухи о том, что это камеры «на ремень». «Но ремень – это дополнительная мера. В основном речь идет о таких нарушениях, как превышение скорости, выезд на встречную полосу», – комментирует он, подчеркивая, что штрафные меры – подчас самая эффективная мера воздействия на нарушителей.

Известный общественник, активист «ГородНаш» Арсен Магомедов склоняется к мнению, что вопрос не в менталитете и вообще не в дагестанцах: «Я не вижу никакой особенности в дагестанцах, – признается он. – Я вижу особенности вождения при плохом регулировании и организации дорожного движения. У нас плохо организовано движение на междугородных дорогах, на федеральной трассе. И на некоторых участках федеральных трасс и междугородных дорог полосы движения не разделены бетонными оградами. Для трехмиллионной республики это неприемлемо. Особенно речь идет об участках дороги от Дербента до Хасавюрта. Есть новые участки, сделанные без карманов и съездов (По данным редакции, в этом направлении ведутся работы), то есть нет возможности съехать на обочину. У нас плохая дорожная разметка и слабая практика по привлечению к ответственности. Когда наведут порядок в организации дорожного движения, люди начнут соблюдать правила».

Вместо послесловия. В дагестанских тг-каналах выложили заснятое регистратором видео дорожного происшествия на трассе «Каспийск – Махачкала». Машина в результате крутого виража разлетается на части, из нее на ходу «высаживается» уцелевший водитель. Мне запомнились два комментария под видео, в котором пользователи сети рассуждают, с чего начинается культура вождения:

– Культура там, где лупят палкой по карману?))

– Неее. Культура там, где люди боятся потерять жизнь или покалечиться.

Лариса ДИБИРОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выделят полосу для скорой помощи

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов на аппаратном совещании в администрации города заявил, что в ближайшее время начнутся работы по физическому...

«Моих родственников в мэрии нет!»

Юсуп Умавов требует от команды результатов, а не кумовства Мэр Махачкалы Юсуп Умавов жестко обозначил свою позицию на аппаратном совещании:...

В Махачкале открыли мемориальную плиту участникам СВО – выпускникам гимназии №11

Мемориальная плита была торжественно открыта в присутствии многочисленных гостей и родственников погибших героев, выпускников столичной гимназии № 11. На...

На совещании в мэрии обсудили предложение о строительстве хорды на пр. Акушинского

На аппаратном совещании по вопросам развития транспортной отрасли под руководством главы города Юсупа Умавова обсудили возможность строительства хорды на...
spot_imgspot_img

На совещании под руководством главы города обсудили актуальные вопросы

Первой обсудили проблему аутсорсинга в сфере школьного питания. Накануне глава города провел осмотр двух пищеблоков, которые осуществляют доставку горячего...

Мэр Махачкалы пообещал сохранить троллейбусный парк

Глава Махачкалы Юсуп Умавов заверил, что городские власти не допустят исчезновения троллейбусов с улиц столицы. Вопрос о сохранении этого...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам