Дагестану не стать Швейцарией?

Размышления о том, как улучшить жизнь в нашей республике, подтолкнули одного из моих товарищей к мысли, что было бы неплохо создать свою местную экспертную платформу. Начав разрабатывать концепцию ее деятельности, сразу задумались о том, где Дагестан сегодня находится и куда должен двигаться. В этой публикации я попытался оценить наши перспективы.

В своем ежегодном отчете Народному Собранию РД премьер-министр республики Абдулмуслим Абдулмуслимов озвучил, что в 2024 году ВРП республики превысит отметку в 1 трлн рублей. Колоссальная, на первый взгляд, цифра. Однако объем ВВП той же Швейцарии, с которой так любят сравнивать природу нашей республики, больше в 80 раз. Сравнивать нас с ними, говорят, некорректно, но помечтать об их уровне жизни мы все же вправе.

В Швейцарии живет 8,9 млн человек, что в 2,7 раз больше, чем в Дагестане, хотя площадь страны примерно на 1/5 меньше, чем у нашей республики. Значит, выше и плотность населения. В Швейцарии в среднем 154 человека на 1 кв. км, у нас же всего 60,5. Распределено население и у них, и у нас неравномерно. Однако отток населения из высокогорья у них стремительнее. В городах живет 77,7% населения Швейцарии. Официально в Дагестане пока больше сельских жителей – 54,7, по факту же картина и у нас схожая. Прописаны в горах, живем в городах.

Численность экономически активного населения Швейцарии составляет порядка 5,2 млн человек, что в 3,6 раза больше, чем в Дагестане. И значит, население у них экономически более активно.  При этом из 1,43 млн работающих в Дагестане лишь 34,6 тысячи – индивидуальные предприниматели. Остальные 566,1 тысячи – наемные работники, 212 тысяч – самозанятые, 149 тысяч – ЛПХ, 16,2 тысячи – безработные. Еще 304 тысячи человек у нас – неформально занятые. Количество таких работников «в тени» у них существенно меньше.

По данным МВФ, по номинальному ВВП на душу населения Швейцария занимает 3-е место в мире. В 2023 году по этому показателю у них 93,5 тыс. долларов США, у Дагестана же почти в 27 раз ниже – порядка 3,5 тыс. долларов США (при том, что в среднем по России этот показатель 13 тыс. долларов США). Гигантский перекос в абсолютных цифрах говорит о том, что Дагестану необходим колоссальный, стремительный экономический рывок для достижения сопоставимых показателей.

В перерасчете относительно покупательской способности эти же цифры уже звучат менее шокирующе: в Швейцарии 84,6 тыс. долларов, в России же 33,2 тыс. долларов (т.е. в 2,55 раза выше номинальной). Применив этот коэффициент, можно прийти к выводу, что ВВП в Дагестане на душу населения в таком случае составит порядка 9 тыс. долларов США. В этом случае наше отставание от Швейцарии сокращается до 9,4 раза. Даже так они богаче нас почти в 10 раз, но это не повод для грусти, а огромный стимул к труду, несмотря на стереотипы.

 

МСП

Сама структура экономики Швейцарии эти стереотипы и разбивает. Так, у них преобладают малые и средние предприятия. В 99% местных компаний численность сотрудников до 250 человек. Это вновь говорит о высокой экономической активности населения. При этом в структуре занятости населения Дагестана доля МСП не превышает 18% и 32% в структуре самого ВРП республики. Падает у нас и индекс производительности труда. Получается, если следовать их примеру, то мы должны отказаться от мысли о том, что экономику республики могут поднять лишь крупные инвесторы извне, начав в первую очередь полагаться на самих себя.

И в этом направлении у нас есть определенные подвижки. В то же время, по сравнению с 2022 годом, количество людей, занимающихся предпринимательством, выросло почти в три раза. Лишь за 2023 год число официально работающих в сфере малого и среднего бизнеса дагестанцев прибавилось на 10%. В общей сложности в этом секторе работает 315 тысяч человек.

Выросло на 4,1% и количество объектов МСП, зарегистрированных в едином реестре УФНС Дагестана, составив на начало февраля 2024 года 53 тысячи. Поддержка малого бизнеса, о которой мы привыкли много слышать, выходит в этом разрезе в число приоритетов развития экономики региона в целом. И тут мы должны будем в следующих своих публикациях обратить внимание на работу профильных государственных институтов.

 

КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Однако как у них с крупным бизнесом? Заглянув в статистику, мы увидим, что лишь 1% предприятий в Швейцарии – подразделения крупных международных компаний. Однако эти аккумулированные в городах предприятия производят около трети общей добавленной стоимости ВВП всей страны. На них работает 1,3 миллиона человек, а это почти каждое третье рабочее место. Размышляя по аналогии, сразу вспоминается то, что в Дагестане в советские годы также работали крупные предприятия, в свою очередь входившие во всесоюзные тресты. И сегодня надежда тоже на них. И если экономика Швейцарии во многом ориентирована на Евросоюз (куда эта страна формально и не входит), то в нашем случае первоочередная после развития местного бизнеса экономическая задача – создание условий для вхождения в регион крупных российских государственных компаний и корпораций. Таких мощных корпораций, как уже присутствующая в нашем регионе «Русгидро».

 

СФЕРА УСЛУГ

Также важно понимать, что около 70% ВВП Швейцарии приходится на сферу услуг, в которой занято и более 75% работающего населения. Считается, что постсоветская деиндустриализация также привела в Дагестане к росту сферы услуг. И это подтверждается тем, что в Дагестане сфера услуг составляет порядка 59% ВРП. Хорошо ли это или плохо?

С одной стороны, деиндустриализация стала одним из главных факторов падения экономики нашего региона, опиравшейся на всесоюзную кооперацию в промышленности в советские годы. Однако, с другой стороны, именно высокая доля сферы услуг в ВРП/ВВП характеризует структуру экономики в высокоразвитых странах, что мы и видим в данном случае на примере Швейцарии. Проблема в том, что у нас этот сектор по-прежнему во многом остается в тени.

Надо отметить, что сегодня мы отчасти уже тоже идем «швейцарским» путем, стремительно наращивая за последние годы сферу услуг, толчком к развитию которой стал рост туристского интереса к республике. В этом секторе мы видим сегодня колоссальный всплеск мелкого и среднего бизнеса, однако не видим соответствующего прироста показателей. Доля туризма в нашем ВРП пока менее 3%. Вероятно, потребуется определенное время, чтобы фактическое развитие отрасли получило формальное отражение и в экономической статистике.

Основой роста в туризме сегодня, как и во всех остальных сферах, служит импортозамещение. На фоне обострения отношений с Западом у россиян сократились возможности выезжать за рубеж и в стране моментально начал развиваться внутренний туризм. В отличие от того же перенасыщенного и ранее Краснодарского края, у Дагестана есть большой потенциал для развития. И Владимир Владимирович Путин нам в этом активно помогает, включив планы развития туризма в Дагестане в глобальный проект «Пять морей и озеро Байкал». Вопрос в том, насколько мы сможем этой помощью воспользоваться. Если в ближайшие три года озвученные грандиозные планы развития туризма на дагестанском побережье Каспия не начнут получать практической реализации, то шансы занять эту нишу у нас начнут падать.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На промышленный сектор в Швейцарии приходится всего 25% ВВП. Ключевыми отраслями у них являются химическая промышленность и товары производственного назначения. В промышленном секторе работает около 22% швейцарцев. Промышленность Швейцарии значительно ориентирована на экспорт, ключевым потребителем которого также выступает Евросоюз.

В промышленности Дагестана также занято 22,1% населения, но экспорт продукции пока не значителен. Внешнеторговый оборот республики за 2023 год составил 326,6 млн долларов США, что на 11,8 % выше уровня 2022 года. Объем экспорта вырос на 20,9 % к 2022 году, составив 162,7 млн долларов США. Объем импорта достиг 163,9 млн долларов США, увеличившись на 4,0 %.

Обнадеживает активность регионального Центра поддержки экспорта. По итогам 2023 года количество предприятий, занимающихся экспортом продукции в регионе, выросло по сравнению с предыдущим годом на 40%. Однако, правильно развивая экспорт за рубеж продукции региональных производителей из сферы МСП, необходимо начать на государственном уровне создавать условия для крупных промышленных компаний.

Вслед за туризмом и агросектором, который у нас уже не первый год стремительно развивается, импортозамещение может вытянуть и промышленность, которая получает возможность заместить своим производством выбывающие из-за западных санкций номенклатуры товаров. Однако для этого важно заняться развитием промышленной кооперации.

К примеру, в Швейцарии развита так называемая «секретная автомобильная и авиационная промышленность», поставляющая компоненты для крупнейших европейских корпораций. Однако и у нас развивается сотрудничество ООО «ЗАО Мушарака» и АО «Авиагрегат» с АО «АВТОВАЗ». Натяжитель цепи, изготовленный предприятием, положительно прошел испытание. Поставки на 40 млн рублей должны были начаться в марте 2024 года. К сожалению, информации об этом в СМИ найти не удалось.

Расположенным в Кизляре АО «Концерн «КЭМЗ» совместно с ПАО «КАМАЗ» также предусмотрен запуск в серийное производство 9 изделий для автомобильной промышленности. Уже осуществляется серийное производство 2 изделий, по остальным 7 изготавливаются опытные образцы и проводятся испытания, выход на серийное производство планируется в 2024-2025 годах.

В Швейцарии сформировался и ряд других отраслевых кластеров международного значения. Это традиционно развитые в Швейцарии банкинг, часовая и биотехнологическая промышленности, размещение штаб-квартир международных компаний. Понятно, что догнать швейцарцев в этих сферах мы вряд ли сумеем, однако этого и не требуется. В каждом регионе свои исторические, географические, социальные и прочие преимущества, которые мы и должны использовать, ориентируясь в первую очередь пока не на Швейцарию, а на Китай, видящий главными потенциальными потребителями своей продукции самих же китайцев. Вновь возвращаясь к вопросу об импортозамещении, нужно понимать, что главным рынком для дагестанской продукции должен стать сам Дагестан.

К сожалению, будучи аграрной республикой, мы не обеспечиваем полноценно сегодня себя даже сельхозпродукцией, что видно и по прилавкам, и по упорным усилиям руководства республики вернуть дагестанскую продукцию хотя бы в школьные столовые. Говоря же про импортозамещение, в Дагестане так же, как и в Швейцарии сделали акцент на кластеры. Так, сегодня в республике создают три новых промышленных кластера: мебельный, шерстяной и производство строительных материалов. Шерсть и мебель – залог развития легкой промышленности, у которой в республике большой потенциал. Мы же достаточно много шьем, но не имеем своих тканей, производим и мебель, но не имеем сырья.

Строительство – это одна из ведущих отраслей экономики республики. Если региону удастся обеспечить ее местным сырьем, то одно лишь это даст мощный толчок экономике. Определенные шаги в этой сфере в республике делаются. Запущен крупный завод по производству сухих строительных смесей ООО «Трон». Проект по производству керамогранитной плитки реализует и АО «Керамогранит Дагестан». Однако подобные шаги частных компаний требуют четкой координации. Необходимы отраслевой анализ и планирование.

В 2023 году в рамках подпрограммы «Модернизация промышленности Республики Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 30 промышленным предприятиям предоставлена субсидия на компенсацию части затрат на приобретение оборудования в общей сумме 139,9 млн рублей. Кроме того, за 2023 год финансовая поддержка по линии Фонда развития промышленности Республики Дагестан в рамках программы «Оборотный капитал» оказана двум экспортоориентированным предприятиям: ООО «ЗАО Мушарака» в размере 10,0 млн рублей и ООО «Армада Плюс» – 9,0 млн рублей.

В республиканский реестр в отрасли промышленности сегодня входят 15 инвестиционных проектов на общую сумму 16,2 млрд рублей, реализация которых позволит создать порядка 2690 новых рабочих мест. На 1 января 2024 года в рамках их реализации уже освоено 5,3 млрд рублей, создано 784 рабочих места. Что это за проекты и как идет их реализация – тема отдельной большой публикации.

Вопросов в развитии вообще очень много. В рамках СКФО ранее был создан и стекольный кластер, в который вошли 14 предприятий, реализующих три совместных проекта по созданию производств строительных материалов, стеклянных шаров, стекловолокна, стеклотары. Большая часть предприятий – из Дагестана. С учетом планов привлечь инвестиции в объеме 3,8 млрд рублей сфера также может показать рост. Но насколько успешно идет процесс и каков «выхлоп»?

К примеру, в традиционной для республики обувной отрасли за последние 5 лет объемы производства обуви увеличились в 30 раз. В создаваемый для развития этого сектора обувной кластер предварительно планируют войти 12 производителей обувной продукции. Она уже реализуется по всей стране через крупные торговые сети. Однако и в этой сфере сохраняется проблема ухода от налогообложения, что сказывается на экономике региона. Показатели вроде есть, а денег не прибавляется.

 

АПК

Не все гладко, как отмечали выше и в АПК. Объем продукции сельского хозяйства в 2023 году составил в Дагестане 212 млрд рублей, что на 6% больше 2022 года. И производство реально растет, за что республику называют главным овощным огородом России. На площади около 42 тысяч гектаров у нас выращивается более 1,5 млн тонн овощей. Однако доля агрокомплекса в ВРП республики сокращается, составив в 2022 году лишь 18,8%. В Швейцарии она, кстати, вообще мизерная. Несмотря на распространенные в интернете пасторальные картинки швейцарских коровок на альпийских лугах, в ВВП этой страны АПК занимает всего 1%, однако в данном случае – это не ориентир. К сожалению, по ряду социально значимых видов продовольствия в Дагестане сохраняется низкий уровень самообеспеченности. Такая ситуация наблюдается в производстве яиц – 30,6 %, мяса птицы – 42,4 % и рыбопродуктов – 50,1 %. Бизнес следит за спросом, создаются новые предприятия. Но важна и роль государства в управлении.

Говоря о развитии, важно понимать и саму структуру доходов республики. По данным УФНС по РД, в структуре поступлений консолидированного бюджета региона (без перераспределяемых доходов) наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 59,2%, налог на прибыль организаций – 16,2%, имущественные налоги – 17,9% и специальные налоговые режимы – 5,2%. Как видим, и тут основа развития Дагестана – сами дагестанцы. В отличие от нас, главной статьей бюджетных доходов Швейцарии является НДС, что также показательно. Мы пока больше зарабатываем, чем производим. И это даже не шутка. За счет налоговых отчислений с бюджетников, чьи зарплаты во многом субсидированы из федерального бюджета, сегодня мы получаем больше налоговых доходов, чем непосредственно от производства прибавочного продукта, что не может не огорчать.

P.S. Данная публикация – первый плод размышлений о путях развития республики. В рамках ее подготовки не было задачи дать ответы на все вопросы, но хотелось их обозначить. Искать сами ответы предполагается в рамках деятельности той самой экспертной платформы «ДРЕВО», которую мы с единомышленниками сегодня разрабатываем. «ДРЕВО» означает – деловые решения вопросов общества. Планируется не просто обсуждать проблемы, но и заниматься поиском их конкретных решений, а также упаковкой этих решений в готовые к реализации проекты.

Тамерлан МАГОМЕДОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...

Замдиректора Дирекции парков и скверов Махачкалы подозревается в получении крупной взятки

Возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя директора МБУ "Дирекция парков и скверов" города Махачкалы, подозреваемого в получении взятки...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам