Главной проблемой города давно уже стало строительство. Хотя все мы понимаем, что не строиться невозможно. И не только потому, что растет население города, но и потому, что и сам город стареет, с каждым годом все больше нуждаясь в обновлении ветшающего жилищного фонда. Попытки реновации на государственном уровне предпринимались в Махачкале еще лет 10 назад, однако результаты оказались сомнительны. И сегодня речь о ней уже не идет.
В то же время, наблюдая в центре города безобразные порою «архитектурные выкидыши», наподобие вывалившейся на проезжую часть улицы Дахадаева окраины так называемого «Гургураула», нельзя не признать, что реновация городу необходима. Вопрос только в том, как ее провести цивилизованно. Когда вместо безобразных развалюх и непроходимых «общих дворов» в центре появятся современные жилые кварталы со всей сопутствующей инфраструктурой.
Комплексного подхода, как в советское время, сегодня, к сожалению, нет. Строят по принципу «как хочу». Иногда и вовсе незаконно, но большей частью формально в рамках закона. Формально законными такие новостройки являются благодаря наличию определенного пакета документов. Однако насколько законно были оформлены сами документы? В поисках ответа мы изучили на портале «Яндекс Недвижимость» строящиеся в Махачкале жилые комплексы.
На странице ЖК «Каннские Львы» по улице Лаптиева, 45 представлены разрешения на строительство 4 шестнадцатиэтажных домов, 2 из которых уже введены в эксплуатацию. И все вроде бы хорошо, но по базе ФНС в 2023 году в фирме-застройщике числился лишь 1 работник. А согласно фотографиям на сайте многоэтажки строятся вплотную к соседним частным домам. Хотя закон требует соблюдение отступов, в том числе для противопожарной безопасности.
Вопрос о плотности застройки и к апарт-отелю «Чирах», который на ул. Ермошкина, 115а, и к ЖК «Золотая миля» на ул. Кадырова. С одной стороны, перед нами три позитивных примера частной уже реновации путем сложного выкупа ветхих строений. С другой, качество такой реновации тоже под вопросом. С учетом узости старых улиц новые многоэтажки провоцируют не только транспортную перегруженность, но и нагрузку на столь же ветхие коммуникации.
ЖК «Причал» предлагает квартиры в уже сданном 12-этажном доме на улице Хаджи Булача, 8д. Возводило здание достаточно известное АО «Арси», численность работников которого и размер уплаченных налогов уже не вызывают острых вопросов. И хоть дом возведен прямо на берегу озера Ак-Гель, однако выглядит добротно. Другое дело, где жильцы 440 квартир сегодня по мере заселения планируют парковать свои автомобили? И это сегодня проблема всех новостроек.
Достаточно позитивно на сайте «Яндекс Недвижимость» выглядят ЖК «Южный» и ЖК «Северный» от застройщика ОО «СК «Новый город», который тоже выложил разрешительную документацию. На этом фоне обращает внимание, что крупные застройщики «Green Group» и «Beit Development» представили свои ЖК на сайте без приложения документов. Я не утверждаю, что документации у них нет. Но разобраться в ее наличии или отсутствии достаточно сложно.
В одном тексте необъятное не объять. Строительная отрасль – самая крупная и динамично развивающаяся в республике. И писать о ней можно бесконечно. Поэтому озвучу лишь вопрос к самим участникам рынка, которые в случае малейшей критики заявляют о происках конкурентов, но в то же время не особо стараются сделать свою работу прозрачной и понятной. Как для потенциальных клиентов, так и для регулирующих их работу госорганов.
С учетом того, что строительная отрасль работает на основе принципа саморегулирования, вопрос и к республиканской Гильдии строителей, которая, наверное, могла бы это регулирование вести активнее. Чтобы при поиске новой квартиры имелась возможность, к примеру, зайти на официальный авторизованный сайт, представить на котором свои коммерческие предложения могли бы только те застройщики, которые действительно работают прозрачно.
Тамерлан МАГОМЕДОВ