Несколько лет назад общественники провели социальный эксперимент. Усадив в инвалидное кресло здоровых людей, дали им возможность почувствовать, удобно ли колясочникам перемещаться по городу.
Попытки осилить бордюрные подъемы местами были безуспешны. Участники эксперимента теряли силы в попытках одолеть очередной барьер. Поэтому с радостью покидали инвалидное кресло. Они могли встать и пойти, а люди с ОВЗ – нет.
В такие минуты понимаешь, насколько ценно быть самостоятельным. И как важно создавать условия для людей, испытывающих трудности там, где для обычного человека нет преград.
Так, прошедшая на днях встреча мэра Юсупа Умавова с представителями сообществ инвалидов помогла им озвучить свои пожелания.
– Городская среда должна быть доступна не только инвалидам-колясочникам, но и людям с другими ОВЗ, – говорит председатель ДРОО «Молодые инвалиды», зампредседателя ДРО ВОС Хайбула Магомедов. Он незрячий и хорошо знает, каково это – идти в городе наощупь.
Незрячие, как правило, выходят в город с сопровождением, но не всегда удается позвать себе в проводники человека. Тогда незрячий или слабовидящий выходит в город сам.
– Для нас очень важно иметь спецориентиры в городском пространстве, – объясняет он. – Допустим, тактильная плитка, которая ощущается ногами, тростью. В крупных городах она есть. Если это возможно, мы хотели бы, чтобы такая плитка была установлена хотя бы на основных городских локациях, посещаемых инвалидами по зрению: это республиканская организация ВОС на Кадырова, 61, предприятие ВОС, где также находится ДК ВОС и учебный центр для незрячих «Ихсан» на ул. Лаптиева, 71, школа для слабовидящих рядом со школой №50, Республиканская библиотека для слепых на ул. М. Гаджиева, 160, городская организация ВОС на ул. Ермошкина, 13 и офтальмологическая больница на ул. Гоголя. Также тактильная плитка нужна на остановках вблизи этих учреждений. Незрячие нуждаются и в адаптации территории, прилагающей к предприятию ВОС спецплиткой, поручнями.
От регионального отделения ВОС также была просьба поддержать предприятие, где работают незрячие, заказами от городских учреждений.
Здесь изготавливается мягкий инвентарь, пригодный в детсадах и других социальных объектах.
По словам Магомедова, в городе немало звуковых светофоров. Они помогают незрячим сориентироваться.
– В учреждениях, как правило, имеются надписи шрифтом Брайля. Привыкнув к определенному маршруту, незрячий может посещать учреждения и находить нужные кабинеты? Или хотя бы уточнить свой маршрут у прохожего?
– В МФЦ, Сбербанке, Социальном фонде установлены тактильные плитки, а также имеются метки с шрифтом Брайля. В помощь незрячим на входе в учреждения также должна находиться специальная тактильная мнемосхема. Это рельефный план помещения или территории, чтобы человек примерно понимал, где и какой кабинет находится. Человеку с проблемами зрения сложно понять, где вход в помещение. Звуковой маяк или хотя бы радиоколонка послужили бы своего рода звуковым ориентиром.
Определенные условия для инвалидов по зрению в городе созданы, но необходимость в спецсредствах осталась. А так как он возглавляет сообщество инвалидов, то одно из предложений, прозвучавших на встрече с мэром, касалось создания доступного санузла для колясочников и комнаты отдыха в парке имени Ленинского комсомола.
Регулярный диалог городских властей с представителями сообществ инвалидов поможет в решении актуальных вопросов, уверен Магомедов.
Лариса ДИБИРОВА