В рамках Республиканской конференции по развитию общественного транспорта в РД состоялась панельная дискуссия с выступлениями основных докладчиков, сопровождаемые комментариями присутствующих.
Открыл конференцию Глава региона Сергей Меликов. Проблему общественного транспорта он назвал одной из важных и напомнил, что сегодняшнее мероприятие является продолжением прошлогодней дискуссии.
В свете последних событий, связанных с понижением температур, Меликов привел ряд примеров по обращениям людей. В том числе и по ситуациям в сфере перевозок. Он отметил, что в случае нарушения прав пассажиров необходимо предоставить данные водителя и транспортного средства в соответствующие организации. «Можете даже привести его ко мне… Дайте нам фактуру, мы же хотим вместе решать вопрос», – заявил он.
Перечислив наиболее значимые события в сфере транспортно-дорожного комплекса (решается вопрос строительства дорог в обход Махачкалы, Хасавюрта и Дербента; за достижение наилучших результатов нацпроекта «БКД» проектная команда РД отмечена символической наградой «Золотой каток» и памятным дипломом; полученные 45 единиц автобусов с января начали обслуживать маршруты в Махачкале), Меликов предоставил слово докладчикам. Первым выступил зампредседателя Правительства РД Ризван Газимагомедов, затем – врио руководителя Минтранса Магомед Тагиров.
Среди ряда вопросов Тагиров обозначил положение городского наземного электротранспорта, представленного Махачкалинским троллейбусным управлением.
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов в своем докладе описал состояние и развитие транспортной системы в Махачкалинской агломерации, а также высветил предложения для решения ключевых задач в сфере пассажирского транспорта.
По словам Умавова, транспортное обслуживание обеспечивается 9 предприятиями, из них – 7 частных и 2 муниципальных. Общественный транспорт насчитывает 1228 транспортных средств: автобусы малого класса – 1105, среднего класса – 28, большого – 64, троллейбусы – 31. Всего 73 маршрута. Тариф на перевозку – один из самых низких в России. Все приобретенные автобусы работают на регулируемых тарифах. Для оплаты перевозчикам выпадающих доходов закладывается порядка 400 млн рублей из средств муниципального бюджета. В текущем месяце администрацией направлена заявка на приобретение 97 транспортных средств в рамках федерального проекта. Также подана заявка на получение 40 троллейбусов и 60 автобусов среднего класса на безвозмездной основе за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время Махачкалинское троллейбусное управление проходит процедуру финансового оздоровления и возобновления школы подготовки водительских кадров на собственной базе. К участию в федеральных проектах на постоянной основе будет привлекаться и другой муниципальный перевозчик – Махачкалатранс. С группой компаний КАМАЗ достигнута договоренность об открытии на базе муниципальных перевозчиков корпоративных сервисных центров, причем оборудование предоставят на безвозмездной основе.
Стоит задача проведения масштабной транспортной реформы. Маршрутную сеть необходимо оптимизировать с соблюдением баланса между размером тарифов для населения и возможностями бюджетного финансирования.
– Сегодня мы должны признать, что в Махачкале существует транспортный коллапс. Он может меняться в зависимости от погодных условий, объективных и субъективных причин. Я ранее, при Дадаеве (экс-мэр Махачкалы), настаивал, чтобы были предприняты решения для разгрузки города, – заметил глава региона.
По его словам, должна быть выработана концепция развития общественного транспорта по каждой агломерации.
– Если города Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Дербент не займут принципиальную позицию, никто за вас эти вопросы не решит, – отметил он и добавил, обращаясь к докладчику: «Ваши тезисы рациональны, и инициатива должна быть за вами, за городскими властями. Надо создать структуру в городе, совет или комиссию, и самое главное, чтобы в ее составе были профессионалы и патриоты».
Лариса ДИБИРОВА