О важности госпрограммы по защите языков народов Дагестана в Послании Главы РД Сергея Меликова Народному Собранию
Это предложение главы стало отправной точкой для решения очень многих проблем, о которых неоднократно говорили родители, общественники и учителя. Но для нашей республики, где проживают представители более 30 народов, каждый из которых имеет свой родной язык, а письменных народов 14, даже возвращение к уровню изучения языков, существовавшему в СССР, будет очень нелегко. Учитывая, что многие дагестанские языки находятся под угрозой исчезновения, в Послании глава республики особое внимание уделил вопросу сохранения родных языков как важнейшего инструмента сохранения культурной идентичности.
Не будет новостью то, что в республике наблюдается тенденция к сокращению числа говорящих на родных языках. Особенно это заметно среди молодежи городов и районов, где активно развивается русскоязычная среда. По данным социологических исследований, дети многих народов Дагестана уже не владеют родным языком в достаточной степени или вообще не знают его. Это связано с рядом факторов: отсутствием полноценного образования на родном языке, недостаточным количеством учебных материалов, слабым финансированием преподавания родных языков, а также влиянием монолингвистической медиасреды.
Такое положение чревато серьезными последствиями: снижением этнической идентичности, разрушением семейных и культурных связей, утратой духовного наследия. Если не предпринять срочных мер, то многие дагестанские языки могут исчезнуть уже через одно-два поколения.
В предложении главы даны конкретные указатели для выхода из ситуации – разработать и принять государственную программу по сохранению и развитию языков народов Дагестана, которая должна стать комплексным решением проблемы, расширить возможности получения дошкольного и начального образования на родных языках.
Это особенно важно, поскольку именно в раннем возрасте закладывается языковая база ребенка. Необходимо создать условия для работы детских садов с языковой специализацией, обучение в которых будет вестись методом билингвизма. Для этого ученые предлагают составить двуязычные учебники для начальных классов.
Многие представители народов Дагестана живут в других регионах России и за рубежом. Им тоже нужно обеспечить возможность изучать родной язык, например, через онлайн-курсы, школы выходного дня, летние лагеря и другие формы внеформального образования.
Наши школьные учебники по родным языкам устарели, написаны без учета современных методик. Нужны новые, качественные издания, адаптированные под возрастные особенности учащихся и требования ФГОС. Аттестацией по преподаванию родных языков в школах должно быть обязательное ведение ОГЭ по родному языку, на региональном уровне.
Использование технологий может сделать изучение языка доступным и привлекательным для молодежи. Например, можно разработать игры, тесты, интерактивные уроки, которые помогут освоить язык даже тем, кто живёт далеко от родины.
Ситуацию с региональными СМИ и возможность решения проблемы комментирует руководитель Ассоциации аварских СМИ Магомедрасул Омаров: «Сергей Меликов озвучил очень важный тезис: “Расширение присутствия родных языков в региональных СМИ и в цифровой среде”. Нужно заметить, что на сегодняшний день практически все муниципальные информационные центры публикуют свой материал на русском языке. Районные газеты 50% публикаций дают тоже на русском. Есть районы, которые полностью перешли на русский язык. Республиканские газеты на своих сайтах редко публикуют новости на своих языках. Это все, конечно, на сегодня нельзя называть поддержкой родного языка. Язык должен быть “живым” – он должен звучать в эфире, встречаться в интернете, использоваться в литературе, кино, музыке. Можно запустить радио- и ТВ-каналы на дагестанских языках (те, что имеются в настоящее время, очень незначительны), создать блоги, каналы, подкасты, что поможет популяризировать языки среди молодого поколения. Нужно популяризовать журналистов, пишущих на родных языках, на отделении журналистики ДГУ создать привилегированные условия для студентов по нацпрессе».
Для эффективной реализации такой программы необходима совместная работа всех уровней власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций и самих граждан. Важно включить в процесс не только преподавателей и чиновников, но и родителей, студентов, представителей национальных диаспор и лидеров мнений.
Необходимо:
– объявление Года языков народов Дагестана, во время которого будут проводиться фестивали, конкурсы, выставки, мастер-классы;
– увеличение урочных часов по родным языкам в старших классах школ;
– создание фонда поддержки языковой культуры, куда могут поступать средства от спонсоров и бизнеса;
– проведение ежегодного всероссийского (или международного) форума по сохранению малых языков, который мог бы проходить в Махачкале.
Сохранение родных языков – не просто задача министерства образования или национальных культурных центров. Это общее дело всего общества. Ведь когда язык умирает, вместе с ним уходит целый мир – мир воспоминаний, песен, легенд, рецептов, обычаев. За каждым словом стоит история народа, его мудрость и душа.
Но мы должны понимать, что, если каждый из нас начнет говорить на родном языке дома, с детьми, в кругу друзей, – это станет первым шагом к его сохранению. Уникальность Дагестана в том и состоит, что здесь веками мирно живут многонациональные народы.
Магомед ДЖАБРАИЛОВ