Многие регионы нашей страны достойно представили свою природу, культуру, науку и туристический потенциал на Фестивале Русского географического общества (РГО) в Москве. Одним из наиболее запоминающихся выступлений отметился Дагестан. Посланцы Страны гор покорили сердца москвичей и гостей города зажигательными танцами и веселыми песнями, виртуозной игрой на музыкальных инструментах, уникальными уроками мастерства, рассказами о природных и культурных богатствах своей малой родины. Дагестанские звезды вспыхнули в парке «Зарядье» так ярко, что не восхититься ими было попросту невозможно.
Особую благодарность фестивальные организаторы выразили добровольцам, без участия которых невозможно было бы реализовать столь масштабный проект. Из более чем 200 волонтёров были отобраны 25 лучших добровольцев фестиваля в различных номинациях: самые стойкие, сильные, добросовестные, заботливые, внимательные. Отрадно, что в список лучших вошли и трое представителей Молодёжного центра Дагестана — Камилла Гаджибекова, Масан Саркаров и Альбина Фатуллаева. Их труд, энтузиазм и профессионализм не остались без внимания.
Программа Дагестана стартовала в первый же день Фестиваля РГО и, по сути, завершила праздник в воскресенье, 20 июля. Все это время на фестивальных площадках с утра и до вечера, в жару и проливной дождь активно работала дагестанская делегация РГО, которая щедро делилась знаниями и опытом, душевным теплом и хорошим настроением.
Лезгинка в знойный день
Знакомство со Страной гор началось на площадке Молодежного движения Русского географического общества со знаменитой лезгинки. Ровно в полдень, 12 июля, несмотря на ошеломляющую жару +36,8 °С, у «Автодома» Молодежного пространства собралась настоящая толпа. Желающих научиться искрометному кавказскому танцу оказалось на удивление много, некоторые специально приехали в «Зарядье» ради лезгинки. Останавливались и те, кто просто гулял рядом.
Танец в исполнении заслуженной артистки Республики Дагестан, экс-солистки государственного академического ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» Руваят Исабековой и бывшего солиста народного хореографического ансамбля «Авадан» Шамиля Магомедова никого не оставил равнодушным. Сопровождали дуэт музыканты: заслуженный артист Республики Дагестан, барабанщик Мухамеднур Султанов и гармонист Алибек Алибеков.
Сразу после представления артисты и активисты Молодежного центра Республики Дагестан провели мастер-класс по обучению основным танцевальным движениям, научили двигаться в паре. В завершение они устроили конкурс на лучшее исполнение и вручили победителям призы.
— Мастер-класс позволил гостям фестиваля не только наблюдать красоту танца, но и научиться основным движениям, а соответственно, и гораздо глубже прочувствовать танец, прикоснуться к культурным традициям Дагестана. Это мероприятие стало отличным открытием фестиваля на площадке Молодежного движения РГО, — поделилась своими впечатлениями советник Департамента по работе с молодежью Исполнительной дирекции РГО Анна Холод.
Во время мастер-класса активисты Молодежного центра Республики Дагестан раздавали красочные буклеты, подробно рассказывая о достопримечательностях, природе и культуре своей родины. Большой популярностью у гостей, особенно иностранных, пользовался активист Масан в бурке и папахе. Он стал желанным объектом фотосессий.
Подлинное чудо России
Сколько народов живет в Дагестане? Как их посчитать? В чем причины этнического многообразия республики и каковы географические особенности расселения народов Страны гор? Какие существуют классификации народов и языков, по данным последних исследований? Об этом и многом другом подробно рассказал 17 июля в Штаб-квартире Русского географического общества в рамках деловой программы «Марафон регионов России» заместитель председателя Дагестанского республиканского отделения РГО Амиль Саркаров.
Лектор рассказал и о том, как возникло одно из настоящих чудес России, как получилось, что на небольшой горной территории проживает так много разных народов. В его кратком выступлении нашлось место новейшим научным исследованиям в области языкознания и генетики, раскрывающим историко-географические особенности этноязыковой палитры Дагестана. Также он напомнил об указе Президента России «Об утверждении основ государственной языковой политики РФ».
Звезды зажглись в «Зарядье»
Заключительный день Фестиваля РГО посвящен СКФО, и на главной сцене парка «Зарядье» выступали его представители. Дагестан показал свою многогранную культуру с такой искренностью и мощью, что покорил сердца тысяч москвичей и гостей российской столицы. Иначе быть и не могло, ведь республика говорила с Россией на языке горячего сердца — через танец, музыку, ремесла и гордость за свою землю. И этот язык оказался понятен всем.
Парк буквально утонул в овациях: экспрессия и лиричность дагестанских песен и танцев разбудили людские эмоции. К пяти часам вечера к главной сцене невозможно было пробиться. Зрители замерли, началось выступление государственного ансамбля песни и танца «Дагестан» под руководством художественного руководителя Дабая Дабаева, который является одним из главных хранителей национального фольклора.
На сцену вышли артисты с гордой осанкой горцев, в ярких национальных костюмах — с серебряными поясами и кинжалами. Первые же аккорды композиции «Край родной» разнеслись по парку как призыв. За ней последовали «Чох» и «Мой Дагестан» — вокально-хореографические полотна, в которых каждое движение, каждый звук — отголосок многовековой и самобытной культуры.
Танцы сорвали бурные аплодисменты: даргинский «Шатилла» с его резкими, как удары молнии, движениями, лезгинский «Буткент» — огонь, переплетенный с грацией, и лакская народная песня «Песня невесты», пронзительная, словно ветер в горных ущельях. Кумыкская «Бюль-бюль» и лезгинская «Луноликая» звучали древними преданиями, каждое слово которых — молитва, обращенная к природе и любви.
А когда на сцену вышел солист Тагир Курачев с песней «Край родной мой, выси гор», а вслед за ним — дуэт заслуженной артистки Республики Дагестан Заиры Даибовой и Виктории Кочакаевой с огненной «Калинкой», встал и пустился в пляс уже абсолютно весь парк. В танце образовывались пары и хороводы, все вокруг смеялись и обнимались, чувствуя себя единым целым.
После небольшой географической викторины, в ходе которой знатоки могли проверить свои знания о Кавказе, на сцену пригласили квартет Государственного оркестра народных инструментов Дагестана. Их исполнение старинных музыкальных сокровищ народов республики стало настоящим путешествием во времени. «Танец гор», «Акушинский танец», «Магьи Дилбер», пьеса «Агачаул» — каждый номер был как маршрут на карте, прочерченный звуками через ущелья, села и древние предания.
Выступления дагестанских коллективов прошли на обеих музыкальных площадках фестиваля. У малой сцены тоже собралась толпа. Люди стояли на цыпочках, снимали на смартфоны, пели вместе с артистами. Бурные «браво» и аплодисменты не смолкали.
Ковры как язык предков: мастер-класс в стиле горской сакли
Пока на сценах звучала музыка, в Молодежном пространстве фестиваля разворачивалась другая история — тихая, но не менее величественная. Здесь активисты Молодежного центра Республики Дагестан организовали мастер-класс по ковроткачеству.
В центре зоны — ткацкий станок, за ним — мастерица Умайсат Гаджиева в традиционном наряде, с глазами, полными мудрости предков. Ее руки, привыкшие к труду, будто рассказывали историю поколений. Она демонстрировала три вида дагестанских ковров: келим — двусторонний безворсовый, с огненными узорами, сумах — с низким ворсом, мягкий и плотный, с глубокими символами и ворсовые ковры из натуральной овечьей шерсти.
— Я использую инструменты, которым уже 60, а кое-где и 100 лет. Каждый ковер — это не просто изделие. Это летопись. Здесь — горы, здесь — реки, здесь — судьбы людей, — объяснила Умайсат.
Зона была оформлена как настоящая горская сакля: на полу ковры, подушки, кувшины. Рядом — активистка Молодежного центра РГО Дагестана Камилла Гаджибекова, ставшая не просто помощницей, но и живым артефактом фотозоны. Ее юбка от дагестанского дизайнера Каринэ Рамазановой, выполненная в принте лезгинского ковра сумах, магнитом притягивала взгляды гостей фестиваля. Узоры, словно живые, перекликаются с национальными мотивами, напоминая, что традиция — не музейный экспонат, она живет здесь и сейчас. На девушке сияют украшения от кубачинских мастеров — браслеты и кольца с символами дагестанской идентичности: кинжалом, горцем, кувшином, горянкой.
На мастер-класс подходили дети, студенты, пенсионеры. Все хотели прикоснуться к нити, попробовать ткать, задавали вопросы.
— Я мечтаю побывать в Дагестане, — сказала девушка из Казани. — После этого мастер-класса я поняла: это не просто один из регионов нашей страны. Это целая вселенная.
— Фестиваль «Чудеса России» — это не просто географическое событие. Это мост между народами, между поколениями. Он расширяет наши знания, раскрывает красоту многообразия нашей страны. Когда мы видим, как москвич танцует лезгинку, как ребенок из Сибири впервые прикасается к ткацкому станку, как зритель загрустил от песни о родных горах, — мы понимаем: в этом и есть сила России — в единстве, — подвел итоги шумного, веселого и трогательного праздника единения всех жителей нашей необъятной, самой красивой Родины заместитель председателя Дагестанского республиканского отделения РГО Амиль Саркаров.
Наверно, и у большинства участников и гостей Фестиваля Русского географического общества возникали примерно те же мысли. В «горской сакле» расположилась информационная стойка с буклетами о природных чудесах Дагестана, его водопадах, ущельях, народных промыслах. Многие покидали ее с улыбкой и обещанием: «Теперь точно приедем!»
Райсама САРКАРОВА, Москва
Фото автора.