«Талкин» по сунне


«Талкин» – действие-сунна в отношении умершего совершеннолетнего мусульманина.

«Талкин» в отношении усопшего – это обряд, проводимый у изголовья могилы мусульманина после его захоронения. Обряд «талкин» проводится в двух случаях. 1. Если человек находится при смерти. Умирающему в ненавязчивой форме напоминают о необходимости произношения свидетельства единобожия. Это является сунной. И если последними его словами будут «ля иляха илляллах», это сохранит его вероубеждение. Имам ан-Навави
сказал: «Когда вы навестите умирающего, то напомните ему слова шахады “ля иляха илляллах” для того, чтобы они были его последними словами; постарайтесь снять его печаль, душевное переживание и затем закройте ему глаза». Если же мусульманин умрет без «талкина» и не произнесет шахады, это не означает, что он не из праведных. У всех, кто следует пути Аллаха и шариату и умрет с этим, есть надежда получить соответствующее воздаяние, особенно если многие люди будут свидетельствовать о нем положительно. 2. Чтение «талкина» на могиле умершего. После того как в могилу положат тело совершеннолетнего и засыплют его землей, собравшимся желательно (сунна) оставаться там некоторое время и читать «тасбит» и «талкин». Тот, кто читает «талкин», садится перед могилой со стороны киблы так, чтобы оказаться напротив лица умершего. «Талкин» является желательным действием. Решения ученых относительно чтения «талкина» для умершего, находящегося в могиле, различны, однако все они считают его желательным действием. Имам ан-Навави, на мнение которого чаще всего опираются в мазхабе имама аш-Шафии, в своей книге «Аль Азкар» пишет следующее: «Что касается чтения “талкина” над телом умершего после его захоронения, то большое сообщество ученых нашего мазхаба посчитало это желательным действием (мустахабб). К числу тех, кто высказался, утверждая его желательность, относятся аль-Кази Хусайн, аль-Мутавали, аль-Макдиси, ар-Рифаи».
В качестве довода ученые используют хадис Пророка (с.а.с.), который приводят ат-Табарани и Абдуль-Азиз аль-Ханбали от Абу Умамата аль-Бахили. В нем сказано (смысл): «Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам Посланник Аллаха (с.а.с.) в отношении наших умерших. Посланник Аллаха (с.а.с.) повелел нам: “Когда умрет кто-то из ваших братьев, и вы разровняете землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: “О такой-то, сын такого-то!” И он действительно будет слышать вас, но не ответит. Затем пусть он скажет: “О такой-то, сын такого-то!” Тогда он (тот, кто в могиле) скажет: “Наставь нас и да смилостивится над тобой Аллах”, однако вы этого не почувствуете. Пусть он скажет: «Упомяни то, с чем ты покинул мир, – свидетельство, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – его раб и Посланник (с.а.с.), и что ты доволен Аллахом как Господом, исламом – как религией, Мухаммадом (с.а.с.) – как Пророком и Кораном – как имамом, и т. д.». Имеются и другие доводы в подтверждение того, что мертвые слышат живых. К ним относятся слова, сказанные Пророком (с.а.с.) о многобожниках, убитых в битве при Бадре (смысл): «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада (с.а.с.), они (убитые многобожники) не хуже вас (живых мусульман) слышат то, что я говорю». Сподвижники, а после них табиины и после во все века ученые практиковали «талкин» – в книгах по фикху упоминается, что они читали его.

Чтение «талкина» над несовершеннолетними. Над телом умершего, не достигшего совершеннолетия, «талкин» и «тасбит» не проводят. В отношении него существуют четыре коллективные обязанности (фарз кифаят): обмывание, заворачивание в саван, совершение заупокойного намаза и захоронение. По нему не раздают милостыню и не делают каких-либо других благих деяний, которые обычно делают в случае смерти совершеннолетнего человека. Причиной этого является то, что на несовершеннолетнего не возлагается соблюдение предписаний в виде намаза, поста, хаджа, кроме закята. Закят возлагается на его имущество. По исламу он является одним из обитателей Рая. Это касается и умалишенного. Если же после того, как умалишенный достиг совершеннолетия, и его разум хотя бы на короткое время возвращался к нему, а затем он лишился его, и разум больше не возвращался, то после его смерти за его душу можно делать все, что принесет ему пользу в Ахирате. После завершения чтения «талкина» желательно всем встать, повернуться в сторону киблы и одному из присутствующих прочитать мольбу «Тасбит», а остальным говорить «Амин».

 

МНЕНИЕ ИМАМОВ ЧЕТЫРЕХ МАЗХАБОВ О ЧТЕНИИ «ТАЛКИНА»

Большинство ученых-богословов считают чтение «талкина» после захоронения покойного сунной. Имам Ахмад и некоторые алимы не порицали и разрешали читать «талкин». Часть сподвижников имамов аш-Шафии и Ахмада посчитали это сунной. Алимы мазхаба имама Малика и некоторые другие посчитали это порицаемым. В любом случае, чтение «талкина» считается полезным. Из достоверных хадисов известно, что покойник в своей могиле слышит речь и звуки сандалей, покидающих его могилу. Поэтому нам велено произносить «салам» покойникам. Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждому, кто лежит в могиле, если проходящий мимо произнесет “салам”, Аллах вернет душу в тело, чтобы он ответил на приветствие». Поэтому рекомендовано и умирающему, и покойнику после захоронения читать «талкин».

 

СПОРЫ И РАЗНОГЛАСИЯ

В некоторых населенных пунктах вопрос о похоронном шествии, сопровождающемся громким зикром, вызывает споры и разногласия. В связи с этим имам ан-Навави сказал: «Ты знай, что правильный путь – тот, на котором стояли праведные предшественники. Когда несете покойника на кладбище, идите спокойно; будь то зикр или Коран, либо что-то другое – не произносите громко, лучше, если будете идти молча, в размышлениях о смерти и покойнике. Молчание в состоянии размышления о смерти, представлении Судного дня требует от нас шариат. В связи с этим в хадисе говорится: “Аллах любит молчание в трех местах: возле читающего Коран; при наступлении на врага; возле покойного. Поэтому считается порицаемым повышать голос тому, кто сопровождает покойника на кладбище, если даже читает Коран или зикр. Если кто-либо захочет читать их, то пусть читает тихо, шепотом, в соответствии с сунной Пророка (с.а.с.)». В книге «Нихаяту аль-мухтадж» пишется, что после того, как тело уложат в могилу, нет никаких других действий, таких как поминание Аллаха (зикр) или же оглашение азана в могиле, при совершении которых считалось бы, что выполнили желательное действие (сунна), хотя за поминание они и получат вознаграждение. Также пишут, что это не является требуемым обрядом по исламу. Ученые-богословы, в том числе и Ибн Хаджар аль-Хайтами, установили, что оглашение азана, когда тело кладут в могилу, является нововведением (бид’а).

 

Магомед Магомедов, сотрудник канонического отдела Муфтията РД

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Нажимая кнопку, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Пользовательским соглашением и даёте своё согласие на обработку персональных данных.

Лента новостей

Китайcкий бизнес побратался с Дербентом и подарит чайнатаун

Дагестан посетила делегация компании «FAMSUN»* во главе с её вице-президентом Цуй Вэньлуном, сообщил депутат Госдумы Хизри Абакаров. Программа визита включала...

В Дагестане появилась площадь Сталина

В Каспийске площади завода «Дагдизель» присвоено имя Иосифа Сталина. В рамках торжественной церемонии была открыта мемориальная плита руководителю советского...

Дагестану одобрили полмиллиарда на поддержку гостиницы

Для обеспечения инженерной инфраструктурой гостиничного комплекса «Ачи-Су Отель Резорт» Дагестан получит 461 млн рублей в рамках казначейских инфраструктурных кредитов. Решение...

Обьект повышенной опасности: как избежать трагедии на железной дороге

Железнодорожные переезды – объекты повышенной опасности, требующие строгого выполнения Правил дорожного движения РФ. Грубые нарушения ПДД на пересечении автомобильных...
spot_imgspot_img

«Я памятник себе воздвиг из песен…»

Театр поэзии приглашает на музыкально-поэтическую программу «Я памятник себе воздвиг из песен…», посвящённую дню рождения народного поэта Дагестана Расула...

Стал символом Победы: легендарному Абдулхакиму Исмаилову открыли памятник в Махачкале

Бюст прославленному дагестанцу – Герою России Абдулхакиму Исмаилову, установленный на территории махачкалинской школы №28, торжественно открыли в День знаний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам

Махачкалинские известия
Обзор конфиденциальности

На этом сайте используются файлы cookie, что позволяет нам обеспечить наилучшее качество обслуживания пользователей. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции, как распознавание вас при возвращении на наш сайт и помощь нашей команде в понимании того, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.