— Али Ахмедович, прежде чем мы перейдем к цифровым показателям деятельности УВД, расскажите, как Вы оцениваете общую криминогенную обстановку в городе.
— Скоро исполнится год с того дня, как я был назначен исполняющим обязанности, а потом и начальником УВД по городу Махачкале. Сразу хочу отдать должное прежнему руководителю Управления – покойному Ахмеду Магомедову, убитому бандитами 5 февраля 2010 года. За тот короткий срок, что он руководил УВД, он успел навести кое-какой порядок. К сожалению, это не уберегло его от гибели. Я стараюсь не терять достигнутых им положительных моментов. Руководить Управлением – высокая честь и тяжелая обязанность.
Между тем, приходится констатировать, что в 2010 году оперативная обстановка в целом по республике оставалась напряженной, обусловленной активизацией бандформирований религиозно-экстремистского толка. Продолжались посягательства на жизнь и здоровье представителей правоохранительных органов. Со стороны экстремистских сил продолжались попытки дестабилизации обстановки. Все эти явления очень остро проявляются в Махачкале. В 2010 году было совершено 63 посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, в результате которых погибло 35 и ранено 68 сотрудников милиции. Кроме того, пострадало 38 гражданских лиц, из которых двое скончались от полученных ранений. В целях усиления борьбы с преступностью в городе проведено более 80 оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по разным направлениям деятельности.
Благодаря усилиям органов внутренних дел общая преступность в городе снизилась на 20,1%. Также на 22,1% уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. При этом показатель раскрываемости составил 62,6% против 61,1% в 2009 году. Безусловно, принятые меры оказали позитивное влияние на криминогенную ситуацию в столице республики. И хотя уличная преступность продолжает иметь место, наблюдается тенденция ее снижения. Так, на 30,0% снизилось число грабежей (168 против 240), при этом их раскрываемость по сравнению с показателями предыдущего года улучшена и составила 63,7% против 58,1%. Также снизилось количество разбойных нападений (42 против 72), изнасилований – на 52,0% (12 против 25); похищений людей – на 31,3% (11 против 16); краж чужого имущества на 19,3% (966 против 1197); мошенничеств — на 51,6% (90 против 186) и др. К сожалению, нераскрытыми остались 494 кражи чужого имущества и 276 краж из квартир. Мне это кажется недопустимым, поэтому была организована оперативно-профилактическая операция «Квартира».
Хотя цифры и говорят о напряженной работе органов внутренних дел, однако они не в полной мере характеризуют ту ситуацию, которая сложилась в городе и в целом в республике. Имеются упущения и в нашей работе. Это недостатки в кадровой работе, недооценка некоторыми руководителями органов и подразделений важности воспитания молодых сотрудников, отсутствие наставнической работы, формализм в организации профессиональной подготовки и т.д.
— Какова ситуация с борьбой против преступлений на потребительском рынке и в сфере борьбы с нарушениями законодательства в организации и проведении азартных игр?
— Для снижения остроты криминогенной обстановки на потребительском рынке, активизации борьбы с нарушениями прав потребителей и распространением поддельной, некачественной и фальсифицированной продукции на территории г. Махачкалы организованы и проведены оперативно-профилактические операции «Подросток-Общепит», «Рынок», «Потребитель».
В результате этих и других мероприятий сотрудниками УВД по г. Махачкале во взаимодействии с другими службами УВД проверено более 460 объектов торговли, в том числе на всех рынках г. Махачкалы, в ходе чего выявлено 125 (против 134) преступлений в сфере потребительского рынка. Из незаконного оборота изъято более 12 тыс. бутылок алкогольной продукции, 5800 контрафактных ДВД дисков, 67 Ж/К телевизоров, 46 ноутбуков, иной продукции на общую сумму 4 млн рублей.
В целях реализации Закона Республики Дагестан от 9 марта 2007 года №8 «О запрете на территории Республики Дагестан деятельности по организации и проведению азартных игр» проводятся рейдовые мероприятия по выявлению нарушений законодательства в этой сфере. Выявлено и закрыто 48 игровых заведений, где изъято 405 игровых аппаратов, а также прекращено функционирование 49 компьютерных залов, осуществлявших азартные игры посредством Интернета, из которых изъято 376 компьютерных процессоров, 76 мониторов, закрыто 13 казино, из которых изъято 18 покерных столов, более 21670 фишек.
— Похоже, что организация дорожного движения в городе в последнее время начинает складываться в соответствии с необходимыми требованиями.
— Обеспечение безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений в деятельности УВД по г.Махачкале. Статистика автоаварий за последние годы свидетельствует о наметившейся тенденции снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести последствий. В результате принимаемых мер удалось добиться некоторой стабилизации. Произошло снижение аварийности по количеству совершенных дорожно-транспортных происшествий (553 против 577 за АППГ), в результате которых погибло 82 (против 90) и получили ранения различной степени тяжести 669 человек. Каждое третье ДТП (34,0%) в городе было совершено по вине пешеходов, что говорит о том, что внимание личного состава Отдельного батальона ДПС к нарушениям со стороны пешеходов минимально. Та же ситуация с выявленными нарушениями скоростного режима. ДТП по причине превышения скорости составляют 22,4% от всех ДТП, а доля выявленных нарушений скоростных режимов составляет 2,4% от всего количества составленных протоколов, что в значительной степени объясняется недостаточной технической оснащенностью данного подразделения. Но основной проблемой Отдельного батальона ДПС является не столько качество его личного состава, сколько недостаточное количество, которое следовало бы увеличить в 2-3 раза.
— А как Вы охарактеризуете работу участковых уполномоченных милиции? Не ошибусь, если скажу, что большинство горожан не знают своих участковых.
— Несмотря на принимаемые меры, упущений в организации работы участковых милиции остается много. Недостаточная активность участковых уполномоченных милиции очевидна. От того, насколько эффективно работает служба участковых, во многом зависит оперативная обстановка в городе, что в конечном итоге влияет на результаты работы ОВД. Незнание участковыми уполномоченными милиции участников НВФ и других лиц, разыскиваемых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, проживающих на их административном участке, вынуждает иногда к проведению боевых спецопераций.
Вместе с тем в 2010 году участковыми уполномоченными милиции раскрыто 932 преступления. Это 274 тяжких и особо тяжких преступления, 202 преступления экономической направленности, 38 преступлений на потребительском рынке, хотя это меньше, чем в 2009 году. А вот что касается выявления административных правонарушений, то в 2010 году участковыми уполномоченными выявлено 21582 случая против 9886 за предыдущий период.
Приведенные цифры свидетельствуют о недостаточной работе начальников милиции общественной безопасности районных отделов милиции, в структуру подразделений которых входят участковые. Это подчеркивается администрацией города и населением на проводимых руководством УВД встречах с общественностью, отмечается некоторыми средствами массовой информации.
Хочу также отметить, что в сегодняшней ситуации, в условиях непрекращающихся посягательств на жизнь и здоровье представителей правоохранительных органов, в ходе работы с населением участковые милиции демонстрируют порой несомненное мужество и самообладание, что достойно уважения.
— Каковы Ваши предложения по усовершенствованию работы УВД?
— Не вдаваясь в излишние подробности, отмечу, что в целях дальнейшего усиления борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности основные усилия УВД и его подразделения на местах необходимо нацелить в первую очередь на максимально оперативное реагирование на сообщения о преступлении и тесное взаимодействие служб и подразделений при проведении оперативно-следственных мероприятий. Во-вторых, необходимо обеспечить эффективную управленческую и профилактическую работу. И самое главное, необходимо обеспечить подбор кадров, исходя из профессиональных качеств кандидата, практиковать периодическое тестирование (аттестацию) сотрудников на предмет профессиональной пригодности. Это, кстати, согласуется с требованиями Закона о полиции, который вступил в силу 1 марта текущего года.
Что касается целесообразности принятия Закона о полиции, то я считаю, что это очень своевременное решение Президента России, направленное на улучшение качества работы правоохранительных органов в целом. Я думаю, что все самое лучшее, что было в милиции, найдет свое место в работе полиции.