Решив узнать, как налажена работа по защите прав горожан в жилищной сфере, мы побывали в гостях у нового врио руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан Арсена Руслановича Гаджиева. Поговорили о том, что наверняка интересно всем нам, особенно горожанам.
– Арсен Русланович, как вам новое место работы?
– Довольно интересно. Это новый вызов, хотя определенный опыт я получил на предыдущей работе в «Дагэнерго». Здесь же круг задач шире: работа связана и с ресурсоснабжающими организациями, и с управляющими компаниями, и с муниципальными образованиями. Проблемных вопросов очень много, поэтому времени на раскачку не было – сразу пришлось вникать и действовать.
– Входная дверь в инспекции выглядит пошарпанной…
– Это нормально. Мы начинаем не с ремонта собственных кабинетов. Проблем слишком много, даже кабинет начальника требует внимания. Ситуация в республике такова, что очень многое нуждается в ремонте. Я не могу позволить себе заниматься вопросами личного кабинета, но при этом считаю, что у сотрудников инспекции должны быть приемлемые условия для эффективной работы.
– А сколько человек сегодня работает в инспекции?
– 62 человека. Из них 41 – инспекторский состав. У нас 52 муниципалитета, и для их обслуживания созданы территориальные отделы: центральный и два территориальных. Самый большой – центральный, он охватывает в основном Махачкалу и Каспийск.
– Достаточно ли персонала, чтобы полноценно охватить всю республику?
– Нет. Мы реально работаем, но, конечно, хотелось бы больше ресурсов с учетом существующих проблем. Я всегда обращаюсь к населению: наведение порядка в подъездах – это в первую очередь задача управляющих организаций. Инспекция – надзорный орган, но важна и роль жильцов. Лишь на основании их обращений мы вправе действовать.
– Личный вопрос: сколько раз вы обращались в свою управляющую компанию и с каким результатом?
– Инструментов для обращения не так много. Обычно все начинают с поиска начальника, чтобы что-то донести. Но сегодня найти руководителя проблематично. В советское время была такая фигура – дворник, и она, по-моему, до сих пор сохранилась. А сейчас управляющие компании обслуживают десятки домов, и не всегда этого человека можно найти. Часто недовольство выражают в мессенджерах, но там появляются «адвокаты» управляющей компании под видом жильцов, которые начинают говорить: «А сам-то ты веник в руки брал?» Мы с этим боремся.
– Какой инструмент тогда эффективен?
– Чтобы управляющая или ресурсоснабжающая организация выполняла обязательства, необходимо зафиксированное письменное обращение. Я воспользуюсь вашей площадкой, чтобы обратиться к махачкалинцам: скачайте мобильное приложение «Госуслуги.Дом», зарегистрируйтесь. Через него можно обратиться в управляющую компанию. Если она не отреагирует – прикрепите это обращение и жалобу уже в инспекцию. Также через это приложение можно оплачивать услуги, проводить онлайн-голосования.
– Вы упомянули об институте общественных инспекторов…
– Да, мы внедряем эту систему. Разработан опросник для жителя многоквартирного дома в электронном виде. Можно в нем отметить состояние подъезда, входной группы, окон – все, что требует внимания. Этот опрос можно заполнить через то же приложение «Госуслуги.Дом». Наша цель – получить обратную связь и стандартизировать оценку работы УК.
– Самые активные – обычно пенсионеры. Для них все эти приложения, договоры – китайская грамота. Не проще ли обязать УК вывешивать основные условия договора в подъезде?
– Управляющая организация обязана публиковать договор и документы, в том числе в электронном виде. Если жильцы хотят, чтобы информация была вывешена на первом этаже в подъезде, необходимо обратиться в УК с таким требованием. Этот вопрос также можно решить через общее собрание собственников.
– Общее собрание – это сложно…
– Необязательно собираться очно. Тем более что решение принимается большинством голосов исходя из площади собственности, а не численности жильцов. Голосование можно провести дистанционно. Это эффективный инструмент, в том числе для смены управляющей организации.
– Но как выбрать хорошую управляющую компанию? Договоры-то типовые…
– Согласен, это сложно. Поэтому мы к концу года составляем рейтинг управляющих организаций. У меня намечена встреча с руководителями примерно двадцати УК, которые близки к образцовым. Критерии просты: отсутствие предписаний с нашей стороны и административных дел, то есть компания нормально взаимодействует с жильцами и решает вопросы, не доводя до вмешательства инспекции.
– А есть «чёрный список»?
– Да. В нем, например, УК №7 и №18 в Махачкале, организация по адресу Ленина, 37 в Каспийске, а также в Избербаше, которая не размещает информацию в ГИС ЖКХ. В «черный список» попадает любая УК, в чей адрес поступает два и более обращения в неделю. Мы их не стесняемся называть. В отношении них уже ведутся надзорные мероприятия, некоторые будут привлечены к ответственности, а в случае неустранения нарушений – лишены лицензии через суд.
– Не приведет ли это к тому, что компания просто закроется, а учредители откроют новую?
– К сожалению, такая практика есть. Сегодня многие УК не имеют материально-технической базы. В связи с этим в Махачкале, Каспийске и Избербаше мы запускаем пилотные проекты по созданию муниципальных учреждений по управлению МКД – аналоги московского «Жилищника». Это создаст альтернативу и повысит контроль.
– Значит, частные УК на грани выживания?
– Те, что работают неэффективно, – да. Но добросовестные управляющие организации сохранятся. Мы оставляем за собой право передавать проблемные дома муниципальным учреждениям. Это создаст здоровую конкуренцию. Выкручивать нам руки у частников больше не получится.
– Вы упомянули о низкой зар-плате в отрасли. Это одна из причин проблем?
– Да, это общая проблема. Создавая муниципальные учреждения, мы должны обеспечить достойный уровень заработной платы. Без этого никакие реформы не будут эффективны.
– В прошлом году были срывы по отопительному сезону. Кто был наказан?
– За нарушения при подготовке к отопительному периоду ответственность несут и ресурсоснабжающие организации, и УК, и муниципальный контроль. Оценка проводится по новым, смягченным правилам. В этом году многие получили паспорта готовности «с условиями». Со следующего года мы ужесточим подход: не будем подписывать акты, если есть существенные нарушения.
– Как наладить взаимодействие всех контролирующих органов?
– Госжилинспекция осуществляет надзор за управлением МКД. Ростехнадзор – за безопасность. Прокуратура имеет обширный надзорный функционал. Мы эффективно взаимодействуем со всеми. Например, по делам о недискриминационном доступе к энергоресурсам (ст. 9.21 КоАП), где штрафы достигают миллиона рублей, налаживаем совместную работу с УФАС.
– Когда появится единый платежный документ?
– Для этого нужны два условия: синхронизация абонентских баз всех ресурсоснабжающих организаций и полное исполнение 209-ФЗ (о раскрытии информации в ГИС ЖКХ). Пока этого нет, разговоры о едином документе преждевременны.
– Нужна ли тогда единая республиканская сбытовая компания, на основе такой базы собирающая платежи для всех ресурсников?
– Я за конкуренцию. Монопольное положение ресурсников приводит к проблемам. У потребителя должно быть право выбора. Если же создавать такую компанию, она должна быть обеспечена кадрами и техникой, иначе это путь в никуда. Лучше пусть будет эффективная коммерческая организация, чем неэффективная государственная.
– Как поднять качество исполнения в этой сфере?
– Системно наказывать рублем. Сегодняшние штрафы в 5-10 тысяч для должностных лиц неэффективны. Нужны ощутимые санкции. Также важно, чтобы граждане фиксировали нарушения: фото, видео, обращения с отметкой о вручении. Мы со своей стороны налаживаем взаимодействие с общественными активистами и их объединениями.
– Каковы ваши первоочередные планы?
– Сформировать работающую систему, где все участники будут понимать неотвратимость решения проблем. Создать конкурентную среду и муниципальные организации-альтернативы. Улучшить материальную базу инспекции. Наладить обратную связь с населением. Внедрить рискориентированный подход, делая упор на профилактику, особенно в вопросах газовой безопасности. Шаг за шагом двигаться к порядку.
– Спасибо за беседу!
Тамерлан МАГОМЕДОВ









