Игры как образовательный инструмент и карьерный путь
Нередко в городе, в общественном транспорте или просто на скамейке мы видим молодых людей, не отрывающихся от экрана телефона. Кто-то слушает музыку, комментирует в соцсетях, но в большинстве своем играют. Увлеченно и с большим азартом. Так называемые игры-таймкиллеры продолжают оставаться для многих людей, независимо от возраста самым популярным способом свободного времяпрепровождения.
Задумайтесь: сегодня в России насчитывается порядка 70 млн геймеров. Впечатляющая цифра, не правда ли! А Дагестан входит в топ-10 активных геймеров.
Самым знаменитым дагестанским геймером несколько лет назад стал Магомед Халилов с ником «Collapse» (Коллапс). В 2021 году в составе российской команды Team Spirit он стал победителем чемпионата мира The International по видеоигре Dota 2*. Пятеро «дотеров» получили 18,2 млн долларов (1,3 млрд руб) призовых, а каждый игрок с вычетом налога и доли клуба – по 3,6 млн долларов (больше 255,1 млн руб).
Ростелеком, продолжая серию образовательных мероприятий в рамках творческого проекта «Вместе в цифровое будущее», провел вебинар «Вы в игре: тренды и перспективы развития индустрии видеоигр в России». К дискуссии присоединились более 80 журналистов и блогеров из разных регионов России. Спикерами выступили: директор по цифровым креативным индустриям фонда «Сколково», руководитель «Sk Игры» Алексей Каленчук, гендиректор студии Eudokia Games, преподаватель ВШЭ, ИМТО, Университета Иннополис Константин Кондюков и директор офиса перспективных и партнерских проектов Ростелекома Александр Ряховский.
ИГРЫ – ЭТО СЕРЬЕЗНО
– Огромное количество людей, которые играют в игры, даже не считают себя игроками в принципе, – отметил Алексей Каленчук.
Современный игровой рынок, пояснил он, имеет 3 сегмента: игры мобильные, игры на ПК и консольные, то есть с использованием игровой приставки. Специфика такова, что в нашей стране традиционно популярны игры именно на домашнем компьютере. А самым высоко окупаемым эксперты называют рынок онлайн-игр.
– Самый активный и продвинутый сегмент – молодые люди в возрасте 25–35 лет. Они готовы платить за качество и удобство игр, – подчеркнул эксперт.
Как раз для этой удовлетворения потребностей довольно обширной аудитории компания запустила свою онлайн-платформу «Игры Ростелеком» (18+). Для разработчиков игр с небольшими бюджетами она представляет возможность быстрого захода на рынок. А игрокам она дает безопасность, гарантируя покупку подписок и игровой валюты без какого-либо риска.
Индустрия создания игр – это дорогие технологии, 3D-графика, движки, отвечающие за звуковые эффекты, анимирование, а также сетевая инфраструктура. Игровой сервер, 3D-редактор стоят очень дорого.
– Большое количество денег сейчас все еще уходит зарубежным разработчикам и платформам. Говорить о том, что мы сможем создать российские технологии, пока очень оптимистично, хотя их создают тоже, – Алексей Каленчук.
Он пояснил, что отечественная аудитория любит игры, сюжеты которых близки и понятны нам, потому что в них знакомая российская действительность с реальными городами и пейзажами. Российские разработчики все чаще обращаются к знакомым и любимым образам. Мы видим персонажей, шагающих по улицам Москвы в игре «Гримс», оживляющих волшебство пушкинских сказок в проекте «Царевна» и черпающих вдохновение в элегантности традиционного русского балета и необычных игровых механик. Эти игры базируются на технологиях захвата движения, которые в свою очередь позволяют делать реалистичную анимацию персонажей.
Отдельным пластом в играх является история Руси. Так, в 2024 году российская студия «Cyberia Nova» выпустила игру в жанре приключенческого экшена (Action-Adventure) «Смута». Ее продолжением стала игра «Земский собор». Это история о событиях, развернувшихся после Смутного времени, рассказанная от лица главного героя – казака Кирши, соратника Юрия Милославского. Игра погружает в закулисные интриги Земского собора 1613 года.
Алексей Каленчук также отметил ролевую игру «Сатурн», разработанную российской студией «Ninsar Games», которая базируется на научно-фантастических сюжетах советских и российских писателей.
По мнению Алексея Каленчука, игровая индустрия является одной из перспективных и сложных областей программирования.
– Это очень технологически емкая сфера. Она перестала быть рискованной зоной карьерного роста и сейчас вполне устойчива. Во многих вузах открыты кафедры, которые так или иначе готовят специалистов по игровым направлениям, – говорит он.
О ВЫЗОВАХ ДЛЯ ИНДУСТРИИ
О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются разработчики, подробно рассказал Константин Кондюков. Методы подсчета оборота рынка у компаний различаются, но общий тренд очевиден – люди готовы больше платить за игры. Индустрия растет!
Он привел развернутый анализ рынка отечественных игр. Исследования показывают, что самыми популярными играми остаются ПК-игры – при общем объеме рынка в 173 млрд рублей по состоянию на 2024 год, на них приходится 70 млрд. В этом году мобильные игры обогнали ПК, на них приходится 81 млрд рублей, а на игровые консоли – 15 млрд.
Но не все так гладко. И тут есть свои трудности. Прежде всего для новичков, молодых разработчиков с небольшими проектами.
– Основные сегменты с наибольшей аудиторией и бюджетом – это, конечно, мобильные и ПК-игры. При этом в мобильных играх отмечается слишком большая конкуренция – отмечает Константин Кондюков. – В современных реалиях, чтобы зайти на мобильный рынок, нужно 1 млн долларов. И 90% уйдет на трафик и всевозможные оптимизации. Это очень дорого. Поэтому маленьким разработчикам вообще нет смысла сейчас туда заходить.
Также на фоне санкций из-за трудностей с международными платежами отечественным разработчикам крайне затруднительно привлекать зарубежные инвестиции и выходить на экспорт. Им эксперт рекомендовал начинать с небольших компьютерных игр или веб-платформы вроде «Яндекс-игр».
МЫ В ИГРЕ!
В гейм-индустрии Ростелеком работает уже 11 лет. Началом считается 2016 год. Именно тогда был запущен тарифный план «Игровой» с высокой скоростью интернета и дополнительными игровыми бонусами.
– Из телеком-оператора мы превращаемся в платформенную компанию, которая зарабатывает уже на цифровом контенте, а не просто на классическом интернете, – пояснил директор офиса перспективных и партнерских проектов Ростелекома Александр Ряховский.
– Платформа Ростелекома создает условия для роста российских студий. Для разработчиков на сегодня запущен специальный портал-лаунчер с упрощенной процедурой публикации проектов «Игры Ростелеком», – отметил эксперт. – Особые условия предусмотрены здесь для инди-команд, которые получат возможность представить свои игры широкой аудитории. Это дополнительная возможность: для игровых студий очень важно не только сделать игру, но и решить вопрос ее дистрибуции.
С уверенностью можно сказать, что на нашем рынке наряду с VK Play появилась еще одна крупная площадка для ПК-игр. Человек начинает играть и остается внутри экосистемы: смотрит фильмы в онлайн-кинотеатре «Wink», использует облачное хранилище и параллельно участвует в киберспортивных турнирах.
– Наша модель с играми меняет этот подход. Мы уже предлагаем не просто интернет, а цифровой образ жизни. Клиент платит не за то, что он просто что-то качает из сети, а за игры, контент, сервисы, – подчеркнул Александр.
Сейчас наиболее активно платформу посещают игроки из Москвы, Краснодарского края, Ленинградской области. На портале уже разместились более 20 издателей со всей России.
В завершение вебинара участники поговорили о том, как игры становятся не только развлечением, но и образовательным инструментом. Алексей Каленчук рассказал о резиденте «Сколково», который начинал с конструктора детских простых игр: школьники, не написав ни одной строчки кода, создавали первые проекты, а затем оказалось, что этот инструмент востребован и в вузах.
Также яркий пример – недавняя история из Дагестана. В сентябре местные соцсети взорвала новость: отец из Махачкалы забрал девятилетнего сына из школы, чтобы полностью посвятить его тренировкам в Counter-Strike и подготовке к профессиональной киберспортивной карьере.
– Я готов дать мальчику шанс, даже если путь окажется сложным, – подчеркнул он.
Это решение вызвало бурные споры. Критики уверены, что родитель лишает ребенка важного этапа социализации, настаивая на традиционном воспитании и духовных ценностях. Сторонники же видят в киберспорте перспективную индустрию с высоким потенциалом заработка.
Позже отец опубликовал видео, где сын сам выразил желание играть, и призвал поддерживать
детские увлечения. Он также заверил, что образование мальчика не пострадало: помимо игр, сын изучает английский и арабский, занимается боевым самбо и осваивает школьную программу.
Российский игровой рынок демонстрирует устойчивый рост, формируя собственную технологическую базу и экосистему платформ. Это делает его привлекательным направлением для предпринимательской деятельности, инвестиций, образовательных проектов и региональных медиа. Для успешного участия в этом процессе необходимо активно вовлекаться, следуя принципу «быть в игре», который лежит в основе названия конференции.
*Dota 2 – это многопользовательская компьютерная игра, изображающая сражение на карте двух команд из пяти игроков. Каждый управляет своим героем с различными наборами способностей. Победа присуждается той команде, которая первой уничтожит крепость соперника.
Тимур МАХАЛИЕВ









