ЧТОБЫ МОТОРЫ ГУДЕЛИ

В январе 1931 года в Махачкале группа рабочих и членов профсоюза металлистов начала закладку фундамента ремонтно-механического завода. Начальником строительства и первым его директором был назначен Ахмед Сулейманович ПАШАЕВ, а главным инженером — Иосиф Борисович Ройтман.
Проектом предусматривалось строительство чугунолитейного и механического цехов, трансформаторной подстанции, складских помещений, конторы и одного жилого дома.
Совнарком Дагестана поставил перед строителями задачу выполнить работы в сжатые сроки. И они с этим заданием справились. Буквально за полтора года на южной окраине Махачкалы появились первые корпуса будущего флагмана машиностроительной промышленности Дагестана, которому в эти дни исполняется 75 лет.

Первая плавка
7 ноября 1932 года после демонстрации, посвященной XV годовщине Великого Октября, несмотря на праздничный день, многие рабочие завода пришли в литейный цех.
У всех приподнятое настроение, особенно волнуются начальник цеха Адиль Магомаев и рабочие Евтеев и Рюмин. Еще бы, ведь именно им поручено произвести первую пробную плавку чугуна. И вот наступила долгожданная минута — металл пошел. Сладковато пахнет горелой землей, всплески огнедышащей жидкости кидают на стены багровые отблески, озаряя своим золотистым блеском людей, занятых разливкой, и тех, кто в сторонке наблюдает за этим чудом. Этот день всегда вспоминают ветераны завода с особым чувством.
… Из протокола СНК ДАССР № 678 от 5 декабря 1932 года: «Принять к сведению заявление Наркомлегпрома, что в течение ноября осуществлен пробный пуск литейного цеха ремонтно-механического завода с выплавкой 9 тонн чугуна и испробованием всех механизмов. Утвердить производственную программу чугунолитейного цеха на декабрь месяц — 36 тонн чугуна».
Шло время. Вначале завод занимался ремонтом оборудования промышленных предприятий и сельского хозяйства, затем стал изготавливать сковородки, чашки, чугунки, колосники, топочные дверцы, конфорочные плиты для печек, кровати.
В Государственном архиве есть еще один любопытный документ. Это постановление СНК ДАССР от 15 октября 1934 года «О слиянии гвоздильного завода с ремонтно-механическим заводом». Вот так уже в 1935 году на заводе стали выпускать и гвозди.
В 1939 году заводом было изготовлено 2500 тонн гвоздей, 5000 кроватей, 984 тонны чугунного литья. Чуть позже предприятие освоило и стало изготавливать более сложное оборудование. Так, для дизельных электростанций начали выпускать крышки цилиндров, топливные, выхлопные и всасывающие клапаны. Наладилось серийное производство лебедок для моторных баркасов, гидротурбин для сельских ГЭС Дагестана. В этом большая заслуга главного инженера А.Ф.Окунева, начальника цеха Н.Г.Пшенко, начальника производства Н.Н.Шалапутина, начальника отдела подготовки производства А.Б.Саидова, технологов И.А.Таранцева, С.Т.Эмирбекова, М.И.Магомедова.
К 1939 году основной продукцией завода оставались кровати, литье, гвозди. Когда на днях я спросил одного ветерана, что бы он пожелал коллективу завода накануне семидесятипятилетия, тот не задумываясь ответил:
— Возрождения и чтобы не возвращаться к гвоздям.
Война
В этот период завод перешел на выполнение военных заказов: мин, снарядов, противотанковых «ежей». Более 400 работников в первые же дни ушли на фронт. На смену им за станки стали женщины, подростки, старики. Работали не только в цехах. Люди записывались в народное ополчение, рыли противотанковые рвы и окопы, дежурили на крышах домов.
На весь завод прославилась Груня Жидкова. Она освоила специальности токаря, фрезеровщика, сверловщика, одной из первых перешла на многостаночное обслуживание, возглавила бригаду, которой было присвоено звание фронтовой.
Многостаночницы А.Власова и М.Самсонова выполняли сменные задания на 1000 процентов. Формовщик В.Кондрашин выполнил годовой план за пять месяцев, за что получил поздравительную телеграмму от наркома Морского флота, известного полярника П.Ширшова. До 400 процентов доводили выработку фрезеровщик В.Устименко, формовщик К.Гамзаев, токарь В.Федин, слесарь Г.Арсланмурзаев.
Кроме выпуска военной продукции, завод также производил ремонт боевой техники. Вместе со всеми дагестанцами заводчане собирали деньги на постройку бронепоезда имени М.Гаджиева, изготовили для него ряд важных узлов и деталей боевых механизмов, а когда, побывав в боях, бронепоезд возвращался в Махачкалу, занимались его ремонтом.
1 декабря 1942 года предприятию было присвоено имя Героя Советского Союза, капитана II ранга Магомеда Гаджиева, а в декабре 1943-го его перевели в систему наркомата Морского флота СССР. Теперь наряду с военной продукцией завод выпускает более 80 наименований деталей, узлов, готовых изделий для моряков. Это насосы, брашпили, якорные лебедки, блоки, цистерны для воды и масла, камбузные плиты и другая продукция.
В годы войны коллективу завода за трудовые успехи девять раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, 44 гаджиевца были награждены медалью «За оборону Кавказа», 428 человек удостоились медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
И сегодня гаджиевцы гордятся, что их завод носит имя отважного подводника, что в их коллективе трудились два Героя Советского Союза — Яков Магомедалиевич Сулейманов и Иван Петрович Горбачев.
Чтобы
станки работали…
Механосборочный цех № 18 на заводе, без преувеличения, можно назвать самым крупным по производственным площадям и наличию оборудования. Некогда самый шумный, самый востребованный, изготавливающий в больших объемах рулевые машины, насосы и многое другое, сейчас он сдал свои позиции. В чем дело?
Причины и следствие
Я не экономист, а журналист, поэтому пусть простит меня читатель, если что-то скажу не так, уж очень запутано сегодня все в экономике.
Раньше народное хозяйство страны работало под эгидой Госплана СССР. Он и только он решал, кому сколько и что делать, и куда потом все это девать.
Завод им.Гаджиева с июля 1993 года стал именоваться открытым акционерным обществом.
Прежде чем продолжить свой рассказ о рынке и рыночных отношениях, хочу рассказать читателю, какую основную продукцию выпускает завод. Это рулевые машины для судов всех классов и назначений, трубопроводная арматура, гибкие металлические шланги для транспортировки рабочих продуктов, различные центробежные насосы.
Сегодня объемы этих и других наименований изделий резко сократились. Причинами тяжелого положения завода с реализацией продукции являются неплатежеспособность заказчиков, мизерные объемы госзаказа, отдаленность от рынков сбыта.
Приведу пример. Если до недавнего времени предприятие выпускало в месяц полторы тысячи винтовых насосов, то сейчас — едва 200 штук в год. Значительно снизились заказы на судовую арматуру и другую продукцию завода.
Понимая, что только конкурентоспособная продукция может найти рынок сбыта, Совет директоров и генеральный директор А.Я.Папалашов ведут постоянную работу по повышению технического уровня выпускаемой продукции и освоению новых изделий. Среди них глубинные насосы для нефтяных скважин, трубопроводная арматура для нефтяной и газовой промышленности, задвижки.
Среди товаров народного потребления кованые ворота, бронированные двери, ограды, решетки, торшерные светильники для уличного освещения, чугунные канализационные люки.
Несмотря на финансовые затруднения, на заводе в этом году не оставляли без внимания и вопросы социально-бытового характера. В этом, несомненно, немалая заслуга профсоюзной организации.
… Сегодня завод на перепутье. Есть у него в работе и плюсы, и минусы, больше не зависящие от него. И завершая свой краткий очерк об истории создания и становления этого промышленного предприятия, хотелось бы пожелать его прекрасному коллективу новых успехов в труде.
ЗАВОД СЕГОДНЯ
Так было на предприятии пять лет тому назад. А как работает завод сегодня, какие задачи стоят перед ним, какие есть еще проблемы? Обо всем этом мы попросили рассказать председателя Совета директоров ОАО «завод им.М.Гаджиева» Э.Г.Макаева.
— За последние годы нашим предприятием освоены и поставляются ряд новых видов изделий. Среди них изделия, предназначенные для судостроения. Это малые рулевые машины, большие гидравлические машины, поворотные затворы с ручными и гидравлическими приводами. Нами также освоены насосы для перекачки жидкостей шести размеров. Многое делается для нефтяной и газодобывающей промышленности. Это запорная арматура, клиновидные задвижки, игольчатая арматура, нефтяные насосные установки, прошедшие испытание на промыслах Нефтекумска, Южносухокумска, Избербаша.
ОАО «завод им.М.Гаджиева» вносит большой вклад в социально-экономическое развитие города и республики, активно участвуя в реализации программ, осуществляемых министерствами и ведомствами Дагестана. Завод выполняет заказы на изготовление и поставку памятников, мемориальных досок, светильников, скамеек, предметов садово-парковой инфраструктуры и многое другое.
Завод активно участвует во всех мероприятиях, проводимых в городе и республике по оказанию помощи ветеранам, социально незащищенным группам населения. Учитывая большой вклад в реализацию национальных программ, направленных на повышение благосостояния и могущества России, 29 августа 2007 года Международной академией меценатства коллектив завода был награжден Золотой грамотой Мецената.
Предприятие проводит большую социальную программу, направленную на охрану труда, работники предприятия обеспечиваются льготным питанием. Для обслуживания тружеников имеются вахтовые автобусы, две библиотеки. С мая 1984 года выходит многотиражка «Гаджиевец», а футбольная команда «Судостроитель» не раз выходила победителем в чемпионатах республики и кубковых соревнованиях.
Проводимая на заводе социальная политика положительно сказывается на результатах деятельности предприятия. Так, поставка по договорным обязательствам за последние годы выполнена на 100%. В 2006 году произведено товарной продукции на 112,9 млн рублей против 80,3 млн рублей в 2001 году. Ежегодный рост заработной платы составляет более 20%, а средняя месячная заработная плата выросла с 1352 руб. в 2001 году до 4708 руб. в 2006 году.
Есть, конечно, у завода и проблемы. Это нехватка кадров, а также недостаточная поддержка со стороны государства в льготном финансировании при освоении новой техники и модернизации оборудования. Уверен, что со временем и эти вопросы будут решены.
Пользуясь случаем, поздравляю коллектив завода со знаменательными датами – 150-летием со дня основания города Махачкалы и 75-летием ОАО «завод им.М.Гаджиева».

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Профессор Абдулмуслим Муртазалиев: на голосовании в Махачкале избирателям есть из кого выбирать

В Дагестане, согласно сообщению Избирательной комиссии Республики Дагестан, завершился этап регистрации кандидатов в депутаты в местные органы власти. По...

Память, боль и надежда

 Сегодня временно исполняющий полномочия главы г. Махачкалы Джамбулат Салавов и Глава Дагестана Сергей Меликов открыли мемориал погибшим при...

Джамбулат Салавов встретился с представителями организации инвалидов «Сила духа»

Временно исполняющий полномочия главы города Махачкалы Джамбулат Салавов встретился с по-настоящему мужественными и позитивными людьми, стойкости и выдержке которых...
spot_imgspot_img

Новая спецтехника поступит в столицу

Под председательством временно исполняющего полномочия главы города Джамбулата Салавова состоялось аппаратное совещание с участием руководителей структурных подразделений администрации. На...

Добиться блестящих побед

Махачкала присоединилась к Всероссийскому спортивному шествию «Здоровое Отечество». Мероприятие прошло на стадионе «Труд» по поручению главы Дагестана Сергея Меликова. Цель —...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам