Доклад, зачитанный на заседании клуба «Наука и религия» (продолжение)
Опять-таки, каковы причины нашей отсталости? Тут проблема либо в исламе и Коране, либо в понимании аятов Корана. Так как мы считаем, что проблем в Коране быть не может, значит, проблема в понимании Корана.
Надо сказать, что в ходе дискуссии арабские богословы и проповедники отрицали свою вину в неправильном понимании Корана. Арабские ученые, богословы и проповедники нуждаются в серьезной переквалификации, переобучении, изменении ценностной ориентации и приоритетов. Даже в век космонавтики, высоких цифровых технологий и искусственного интеллекта арабские богословы не могут определиться с днем начала месяца Рамадан и днем его завершения, в то время как христиане и иудеи, уже побывали на Луне и планируют полететь на Марс.
* * *
Уважаемые коллеги! С трибуны нашего клуба «Наука и религия» позвольте призвать всех, кто хочет стать муллой, имамом, духовным лидером, пройти учебу и сдать экзамены по физике, химии, математике, биологии, астрономии, географии и др., не говоря об управленческих, социальных, гуманитарных науках, таких как история, логика, философия и системное мышление, то есть науки об обществе. Не помешает также знание по педагогике, психологии, геополитике, аналитике и др.
Нет сомнений, что нужно уважать старания богословов-предшественников, но не превращать их понимание в вопросах экономики, права, политики и т.д. в истину в «последней инстанции». Мы прекрасно понимаем, что с той поры человечество достигло очень высокого уровня развития. Священен только Коран, ниспосланный на все времена!
Возвращаясь к теме состояния арабской нации, хочу отметить следующее: за последние более ста лет процессы, происходящие в арабских обществах, начали приводить к определенным социально-политическим трансформациям. Исходя из законов, заложенных создателем в Коране и природе, эти трансформации уже назрели и могут привести к серьезным изменениям будущего облика арабо-мусульманской геополитической карты.
Этот процесс стартовал с начала ХХ века. Попытки арабских реформаторов и мыслителей провести мирные реформы ислама, обновить его не привели к существенным переменам в арабском обществе.
Необходима научная и логически выверенная трактовка Священного Писания. Известно, что арабский мир до сих пор пользуется средневековыми тафсирами (комментариями Корана), что не способствует развитию ни общества, ни государства, в некоторых из которых исламские законы и Коран чтутся на высшем государственном уровне.
Таким образом, плачевное состояние арабо-мусульманского общества и др. исламских обществ есть следствие неправильной трактовки положений Корана и Сунны. Такое положение сохранится до тех пор пока суннитский мир не проведет Реформацию в понимании ислама, с выставлением логических и важных приоритетов и ценностей.
На этом фоне выгодно отличается шиизм, который при сравнительном анализе показывает позитивные результаты с ясным перечнем приоритетов и ценностей, с эффективной практикой принятия решений.
Если сунниты принимают решения на основе сказок, то шииты принимают решения на основе реальной оценки событий, здравого смысла, шиитский шариат утверждает общечеловеческие ценности. Арабские мыслители считают, что если в суннитском мире не произойдет Реформация понимания ценностей и если возьмут верх сторонники ветхой традиции, то весь арабо-мусульманский мир и вместе с ним и Дагестан продолжит оставаться очень долго в подобном плачевном состоянии.
(окончание следует)
Акушали Шафи, востоковед