На октябрьском заседании научно-просветительского клуба «Наука и религия» говорили об исламской экономике. Поскольку тема большая и интересная, было решено продолжить ее обсуждение на других площадках. На неделе по инициативе и при содействии клуба в Дагестанском гуманитарном институте был проведен круглый стол на тему «Интеграция исламской (этической) экономики в современное политико-правовое поле».
В своем приветственном слове ректор ДГИ Нухкади Бахмудкадиев отметил, что тема актуальна для республики и образовательное учреждение вовлечено в процесс содействия интеграции исламской экономики в российскую финансовую систему, однако не всегда этот процесс идет гармонично, и здесь существуют некоторые объективные и субъективные причины.
В частности, ДГИ готовит специалистов по исламской экономике, хотя исламские финансы пока мало востребованы на рынке, но в общественном поле наблюдается желание выйти из оков кредитов и начать цивилизованную историю – без пени, штрафов, мелких шрифтов в договорах, кредитных капканов и силков и коллекторов.
О том, что исламская экономика и банкинг еще не шагнули широко и уверенно в дагестанские экономические реалии, отметил руководитель Агентства по предпринимательству и инвестициям РД Хаджимурат Исрапилов.
Напомним, что еще в 2023 году Президент России В. Путин подписал соответствующий документ, дающий право банкам формировать исламские продукты. С апреля этого года в Дагестане работает исламское окно Ак Барс Банка и Сбербанка. Кроме того, более 10 лет работает и финансовая компания Ля Риба-финанс, которая специализируется на товарных кредитах и имеет столики в некоторых торговых компаниях.
Но исламская экономика – это не только про ислам, говорит Х. Исрапилов. Вопрос: называть ли использование исламских инструментов в экономике «исламской экономикой» – вызвал дискуссию. Некоторые выступающие предлагали отойти от термина «исламская», другие настаивали на нем, чтобы приблизить эти финансовые инструменты к чаяниям и интересам мусульман, в частности дагестанцев.
Спикеры говорили, что продуктами исламской экономики давно и успешно пользуются европейцы и американцы, и она представляет собой гуманную или этическую экономику, которая входит в положение людей, приближает свои продукты к разным категориям населения, в том числе и малоимущим, и не имеет подвоха в виде различных санкций.
Дискуссия развернулась также вокруг необходимости активно формировать портфель исламской ипотеки, так как существующие ипотечные программы пока еще тяжеловесны для подавляющего большинства молодых семей и людей с невысокими доходами. Естественно, все участники круглого стола согласились с тем, что необходимо приближать ипотеку через инструменты исламской экономики к социально-экономическим реалиям Дагестана и России.
Низами Аскеров, кандидат экономических наук, зав. кафедрой политэкономии ЭФ ДГУ, руководитель Научно-исследовательского центра исламской экономики и финансов при ДГУ, с досадой говорил, что предпринимательский сектор не спешит выйти из тени, люди должны понимать, что необходимо платить не только закят (исламский налог, который введен в один из пяти столпов ислама; 2,5% от оборота предпринимателя), но и налоги.
Модератор круглого стола, кандидат политических наук, член Общественной палаты РД Ханжан Курбанов предположил, что можно было бы рассмотреть инициативу о снижении налогового бремени на тех предпринимателей, которые платят закят, но для этого закят нужно выводить из тени и инкорпорировать в государственную систему.
Ахмад Годоберинский, доктор исламских наук, заместитель муфтия РД по шариатским вопросам и финансово-экономической сфере, высказал мнение, что вопросы интеграции исламской экономики не только топчутся, но и стоят на месте. Нет взаимопонимания в этой сфере у сторон.
При рассмотрении условий ипотечного кредита (50% первоначального взноса у Ак Барс Банка) и товарных кредитов, выдаваемых исламскими компаниями, пока видно, что эти условия также тяжелы для среднестатистического жителя Дагестана. А мы ведь говорим о гуманной экономике! Разговоры о халяльности и грехе не работают для тех жителей республики и страны, которые смотрят прежде всего на выгоду. Также участники круглого стола говорили о том, что понятие «процент» нужно отделять от собственно понятия «риба», то есть лихвы, которое в Коране запрещено однозначно. Осталось только дать актуальное определение риба, а то дагестанская мусульманская молодежь будет чураться неисламских ипотечных программ, а исламские уж больно неподъемны…
Эксперимент по развитию исламской экономики в РФ продлен еще на несколько лет, и у финансовых компаний, которые еще не вовлеклись в процесс, есть возможность войти на рынок халяльных продуктов.



