Наша столица была основана в июле 1844 года как укрепление Петровское. Это была крепость для охраны оружия и продовольствия от набегов горцев и вместе с тем форпост. Место оказалось очень удачным. Кому первому пришла такая хорошая мысль из чиновников, об этом история умалчивает. Но Петр I был здесь за 122 года до этого, его идеи построить город рассматривались критически, так как место было безводное и сплошное царство малярии и комаров. Пробовали строить город над селением Тарки, но неудачно. Жизнь показала, что можно преобразить почти непригодные для жизни земли. И, конечно, дело не в Петре I, который здесь был и надеялся, когда-то построить город, а в коллективном разуме его потомков в сороковых — пятидесятых годах 19-го века. Самое большое достижение в развитии дореволюционного Порт-Петровска – это строительство порта железной дороги до Баку. В 1894 году была построена и автотрасса Ростов-Баку, по которой ходил гужевой транспорт, а в начале 20-го века — и автомобили. Город был маленький, помещался на горе Анджи-Арка. Трудно представить себе, но нынешняя центральная площадь была его окраиной. И ничего удивительного нет, ведь на месте площади когда-то было озеро. На холмике, где ныне Правительство РД (с 1953 года), был построен Архангельский собор, а позже вокруг него был рынок – это в годы советской власти. В мае 1921 года сюда переходит из города Темир-Хан-Шуры столица ДАССР, и Порт-Петровск становится Махачкалой, названной так в честь революционера – военкома Дагестана Махача Дахадаева. Идеи Ленина, большевиков, их сторонников популярны были в обществе, и тогда многим улицам давали имена революционеров – большевиков. Коммунисты – большевики правы, поэтому они победили. Они подняли страну. Сталин принял страну с сохой и в лаптях, как выразился У.Черчилль, а оставил ее с атомной бомбой.
Мощнейшая в мире держава, похоронившая человеческое проклятье – гитлеризм.
Большевики много сделали в дальнейшем для развития старого Порт-Петровска. Я помню Махачкалу конца 40-х годов. Тогда до начала 60-х годов окраиной города была фабрика им. III Интернационала, и ходил автобус от вокзала до фабрики, разворачиваясь на конечной остановке у клуба Ногина, где стоял памятник Сталину. Центральной улицей города до 1960 года была улица Буйнакского, а не Ленина (старое название Комсомольская, а новое пр.Р.Гамзатова). Город наш стремительно рос и ныне превратился, что называется, в крупный мегаполис, поглотив и населенные пункты Тарки, Ленинкент и другие. Его география также изменилась: он стал ниже уровня океана на 26 метров, т.к. Каспийское море тоже ниже уровня океана на 28 метров. Он теперь располагается у подножия горы Нара-Тюбе и Тарки-Тау и уступает по приближенности к морю только мысу Буйнак-аулу около г.Избербаша. Так, Восточное Предкавказье начинается в этом районе с горы Анджи-Арка, где была заложена крепость «Укрепление Петровское» в июле 1844 года, которая в 1857 году превратилась в город Петровск.
И ХОДИЛ ТОГДА АВТОБУС «ФАБРИКА – ВОКЗАЛ»
Нажимая кнопку, Вы подтверждаете, что ознакомлены и согласны с Пользовательским соглашением и даёте своё согласие на обработку персональных данных.