Совет муниципальных образований Республики Дагестан в последнее время регулярно проводит обучающие семинары-совещания с главами сельских поселений муниципальных районов по разъяснению законодательства о местном самоуправлении.
Наш корреспондент обратился к исполнительному секретарю Совета, члену-корреспонденту Российской муниципальной академии Балатову Гасену Ахмедхановичу с просьбой ответить на ряд вопросов, связанных с реализацией закона о местном самоуправлении.
— Каково состояние местного самоуправления в Республике Дагестан?
— В Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию РД «О положении в республике» значительное место занимают вопросы реформирования местного самоуправления, деятельности муниципальных образований.
В республике создана солидная законодательная, нормативно-правовая база для реформирования местного самоуправления. С 1 января 2006 г.
в числе 46 субъектов Российской Федерации Республика Дагестан приступила к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом «О статусе и границах муниципальных образований в Республике Дагестан» наделены соответствующим статусом 758 муниципальных образований, в том числе и статусом «муниципальный район» — 41, «городской округ» — 10, «сельское поселение» — 698, «городское поселение» — 8 муниципальных образований и Бежтинский участок в Цунтинском районе.
Ярким подтверждением озабоченности руководства Республики Дагестан реформированием местного самоуправления является создание нового Управления территориального развития и местного самоуправления Президента РД.
— Реформу проводят кадры. Как организованы подготовка и переподготовка муниципальных служащих, глав муниципальных образований?
— В республике проводится определенная работа по подготовке и переподготовке кадров муниципальных образований. Регулярными стали семинары с главами муниципальных образований и председателями представительных органов местного самоуправления, проводимые под руководством Президента РД М.Г.Алиева. В Центре повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов Дагестанского государственного технического университета в 2006 г. прошли обучение 579 глав муниципальных образований и муниципальных служащих. Эта работа налажена и в текущем году.
Масштаб задач, стоящих сейчас перед местным самоуправлением, требует кардинального повышения квалификации руководителей муниципальных образований и муниципальных служащих.
Одним из главных направлений деятельности Совета муниципальных образований РД является оказание правовой, организационной помощи органам местного самоуправления. В связи с тем, что сегодня уровень правовых, экономических знаний большинства глав сельских поселений не соответствует требованиям дня, Совет муниципальных образований РД по инициативе Председателя Совета, Главы городского округа «город Махачкала» Амирова С.Д. проводит обучающие семинары-совещания с главами муниципальных образований сельских поселений. В мае-сентябре такие семинары были проведены в 5 зонах: Ахты, Сергокала, Гуниб, Кизилюрт, Касумкент с участием глав более 250 поселений из 19 районов.
— По отзывам слушателей, семинары проходят на высоком профессиональном уровне при активном участии слушателей. У Вас в секретариате два работника. С кем Совет сотрудничает в их проведении?
— Совет муниципальных образований РД активно взаимодействует с органами государственной власти. В подготовке и проведении семинаров-совещаний мы сотрудничаем с Министерством имущественных и земельных отношений РД, Министерством финансов РД, вновь образованным Управлением территориального развития и местного самоуправления Президента РД.
В работе семинаров активное участие принимал И.И.Ибрагимов — бывший руководитель отдела государственного управления и местного самоуправления Администрации Президента и Правительства РД, Д.А.Дагирова — член Общественной палаты Республики Дагестан.
— Какие вопросы включены в программу семинаров-совещаний глав сельских поселений?
— Для ознакомления участников семинара с ходом реализации в республике Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ первым значится доклад на тему «Местное самоуправление в Республике Дагестан: состояние и проблемы», с которым выступил Г.А.Балатов.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в том числе и земельными участками, отнесенными к муниципальной собственности.
По Республике Дагестан количество земельных участков по муниципальным образованиям составляет более 640 тыс. на площади 2 629,7 тыс. га. В состав территории поселения включаются все земли вне зависимости от формы собственности. Владеют, пользуются и распоряжаются землями их собственники.
С учетом актуальности проблемы и наличия значительных нарушений в землепользовании одной из главных тем семинарских занятий является «Состояние и проблемы муниципального землепользования в Республике Дагестан». Докладчики: заместитель министра имущественных и земельных отношений РД С.Г.Бабаханов, начальники отдела этого министерства Ш.И.Джаруллаев, Н.Г.Рамазанов. Выступившие на семинарах подчеркивали необходимость знания и соблюдения главами сельских поселений полномочий в области земельных отношений, особое внимание уделяли вопросам эффективности использования земель, ускорения работ по разграничению собственности на землю и предотвращению нарушений земельного законодательства.
Одной из составляющих экономической основы местного самоуправления являются средства местных бюджетов. В соответствии с законодательством формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
С докладом «О финансовых основах местного самоуправления и межбюджетных отношениях» на семинарах выступил начальник отдела Министерства финансов Республики Дагестан Ш.М.Ирагилов. Докладчик, разъясняя действующее законодательство, подчеркивал необходимость проведения муниципальными образованиями более прозрачной бюджетной политики, сокращения излишней численности работников муниципальных учреждений и организаций, усиления работы по увеличению доходной части бюджета.
В условиях высокой дотационности муниципальных образований местные налоги являются значительным доходным источником для решения вопросов местной жизни на территориях муниципальных образований. Анализ исполнения доходной части местных бюджетов за 2006 г. и первое полугодие 2007 г. показывает, что для увеличения сборов земельных налогов и налога на имущество физических лиц имеются значительные резервы.
По просьбе глав сельских поселений на семинарах-совещаниях с содержательной информацией по теме «Устав муниципального образования — акт высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов» выступила М.А. Омариева — заместитель начальника отдела законодательства и федерального регистра в Республике Дагестан Управления Министерства юстиции РФ по ЮФО.
— Накоплен ли опыт решения вопросов местной жизни на территориях муниципальных образований?
— Безусловно. В печати опубликован Указ Президента РД об итогах социального и экономического развития районов и городов за 2006 год. Правофланговыми здесь являются городские округа: «город Махачкала», «город Кизляр», «город Дербент»; муниципальные образования: «Каякентский район», «Сергокалинский район», «Хунзахский район» и другие.
Из сельских поселений отмечу «сельсовет «Согратлинский» Гунибского, «село Какашура» Карабудахкентского, «село Первомайское» Каякентского, «село Кумук» Курахского, «сельсовет «Уллубиевский» Тарумовского районов и другие.
По проблемам местного самоуправления материалы регулярно публикуются в газете «Дагестанская правда», общественно-политическом еженедельнике «Махачкалинские известия». Только за последнее время в «Дагестанской правде» опыту работы муниципальных образований «Каякентский район», «город Избербаш», «Гунибский район» посвящены специальные полосы. Интересной и познавательной была передача лезгинской редакции РГВК «Дагестан» о работе сельского поселения «село Кумук» Курахского района.
— Какие можно сделать выводы по состоявшимся семинарам после непосредственного общения, обмена мнениями с руководителями сельских поселений?
— Медленно, трудно реформа местного самоуправления идет. Основной недостаток здесь несоответствие экономических, финансовых возможностей муниципальных образований под многочисленные полномочия по решению вопросов местного значения (более 30), слабое участие населения в осуществлении местного самоуправления. К сожалению, профессиональный уровень тех, кто занимается местным самоуправлением, не слишком высок, особенно в правовых и экономических вопросах. Поэтому вопрос повышения квалификации муниципальных кадров остается актуальным.
Главами сельских поселений неоднократно также ставится вопрос о проведении республиканского конкурса сельских и городских поселений в составе муниципальных районов по решению вопросов местной жизни.
На состоявшемся недавно общем собрании членов Совета муниципальных образований РД выступившие главы сельских поселений положительно отзывались о прошедших семинарах и предложили ежегодно проводить их по актуальным темам. Что меня радует — после семинаров в Совет муниципальных образований стали больше обращаться главы сельских поселений. Мы оказываем им правовую помощь, содействуем в решении их вопросов, а также в приеме должностными лицами министерств и ведомств.
Считаю, подлинное местное самоуправление как институт гражданского общества может появиться только на поселенческом уровне, в городах на территориях совместного проживания, когда люди почувствуют, что это надо им, и будут готовы свои права реализовать.








