В эти солнечные дни начала июня на проспекте имени Петра I кипит работа: слесари и монтажники Махачкалинского троллейбусного управления проводят новую линию от агентства аэрофлота и далее до высотного здания газетно-журнального издательства РД.
Это только начало масштабной работы, ведь линия протянется до Каспийска… А начинается она у северной оконечности города, у поста ГАИ.
На сегодняшний день на первом этапе работы на 60% выполнены и в июне на отрезке пути от здания агентства аэрофлота и до издательства все работы будут выполнены, — утверждает заместитель начальника Троллейбусного управления, заслуженный работник транспорта Республики Дагестан Фузулла Фузуллаев. — А к концу года надеемся, что уже проложим линию до Каспийска. Мы получили добро от Администрации города, пока идут только проектирование и расширение дороги от издательства до Каспийска, мы своими силами уже начали монтаж троллейбусной линии… Мы считаем, что горожанам наши услуги на этом маршруте будут очень выгодны. Если в маршрутном такси, направляющемся в Каспийск, билет стоит 20 рублей, то у нас цена проезда не изменится.
— А сколько стоит сейчас проезд на троллейбусе?
— Семь рублей. Мы уже однажды (15 марта) подняли цены и потеряли многих своих пассажиров, которые предпочли поездки в маршрутном такси. Повлияло на количество пассажиров и введение монетизации льгот. Были льготники, они показывали свои удостоверения и спокойно ездили по разным маршрутам. Сегодня они сами выбирают транспорт и зачастую не в нашу пользу. Так что учитывая свои прежние ошибки, мы больше не будем решать свои проблемы за счет увеличения оплаты. А проблемы у нас действительно были: повысились цены на электроэнергию, на запчасти, подняли зарплату, но все равно повышение цен на проезд было неверным шагом. В нашем коллективе это понимают. Но все знают, что рыночная экономика диктует свои права.
— К трудностям Вам не привыкать. Одно время с городских маршрутов ваши нарядные троллейбусы просто исчезли. А вспомните, как воспринял город открытие троллейбусного движения в начале 70-х годов прошлого столетия.
— В Махачкале первый троллейбус пошел 13 февраля 1973 года. Я тогда был на празднике вместе со всеми и видел, как председатель горисполкома Магомед Юсупов вместе с первым секретарем горкома Дмитрием Кумейко разрезали красную ленту, открывая движение троллейбусов.
В первый же год появления троллейбусный транспорт стал пользоваться в городе большой популярностью. Мы получали много благодарственных писем, они до сих пор сохранились. Я хорошо помню то время, когда троллейбусное управление было награждено Почетным Знаменем ЦК КПСС, ВЦСПС и Совета Министров СССР.
Были времена, когда управление имело более 120 машин, выпускали на линию 80-85 троллейбусов, было одиннадцать маршрутов и 85 километров контактной сети. Потом для нашего предприятия начались тяжелые времена, а в городах Российской Федерации многие предприятия не выжили и перестали существовать. Но сейчас администрации этих городов в спешном порядке начали восстанавливать троллейбусное хозяйство.
— Ведь троллейбус — самый дешевый, самый доступный вид транспорта.
— Троллейбус перевозит разом 126 пассажиров, экологически чистый вид транспорта: нет никаких выхлопных газов. К тому же в последнее время троллейбусы выпускаются бесшумными, как работает мотор, практически не слышно. Во всех отношениях это удобный вид транспорта: просторный салон, большие двери.
— Как решается проблема увеличения троллейбусного парка?
— Самый больной вопрос на сегодняшний день – это отсутствие водителей троллейбусов. Дело в том, что были времена, когда у нас работали 253 водителя, на сегодня их осталось 35 человек. 74 водителя работают уже в Москве.
Но у нас есть опытные специалисты, а главное — руководство города заинтересовано возродить троллейбусное движение в Махачкале. Но сегодня люди больше привыкли к маршрутным такси. За последние годы мы только и слышали: «Троллейбусное управление в городе не нужно, оно мешает». И только с приходом на должность мэра города Саида Амирова изменилось отношение. Саид Джапарович конкретно взялся за наше предприятие, которое на самом деле было на грани исчезновения, благодаря ему мы смогли и в прошлом году выжить, и на этот год нам выделили финансовые средства. Были у нас времена, когда люди не получали по 5-6 месяцев зарплату, понимаете, о чем я говорю, а сейчас есть задержки, но слава богу небольшие.
Были времена, когда мы начали демонтировать свои линии: из 11 маршрутов у нас сегодня работают 4 маршрута. Когда мы вышли в администрацию города с ходатайством о помощи Глава города принял решение о вводе в эксплуатацию и строительстве новых линий. В частности, он однозначно сказал: «Троллейбус городу нужен».
В июне на линии от здания агентства аэрофлота до издательства мы собираемся установить кронштейны, тросы, но на контактный провод денег не хватило, и мы опять вышли с ходатайством к Главе города, попросили, чтобы нам выделили средства на контактный провод. С его стороны было понимание и дана команда руководителю управления строительства города — изыскать возможности приобретения этого контактного провода. К августу мы сделаем махачкалинцам подарок: откроем маршрут до издательства и обратно. Это первая очередь.
— А вторую очередь — линию до Каспийска, когда Вы собираетесь сдавать?
— Это зависит от того, когда закончат строительство дороги. Мы хотим открыть еще такой маршрут: Северная автостанция – это пост ГАИ, начиная от Махачкалы Северной и до Издательства, через город по центру, чтобы поездка была выгодной каждому пассажиру.
— Троллейбусная линия на Каспийск экономически выгодна, но разве нельзя провести такие же линии до поселков, например, до Красноармейска?
— Мы сделали расчеты. В администрации нам сказали, что надо развивать троллейбусное движение, и разработали схему. Мы хотим протянуть троллейбусную линию до сулакского поста ГАИ, это в районе Новостроя Новолакского района.
— Это рыночное решение, потому что, насколько я знаю, проезд на маршрутке в этом направлении стоит 15-20 рублей.
— Мы этот проект разрабатываем, предварительное решение руководства города есть, и с этим предложением уже вышли на уровень руководства республики. Там тоже встретили понимание. Все, что сегодня связано с троллейбусом, – нужно не только нашему управлению и его работникам, это нужно всем нашим горожанам, всем людям – жителям и гостям нашей столицы.