В минувшую пятницу, 29 августа, прошло очередное ежемесячное заседание научно-просветительского клуба «Наука и религия» по теме «Дагестан на периферии исламского мира. Почему мы отстали!?» Докладчиком выступил Акушали Шафи, востоковед, родившийся в Сирии, выпускник исторического факультета ДГУ.
После доклада (текст мы опубликуем в ближайшем номере МИ) началась достаточно горячая дискуссия. Что и требовалось доказать: тема оказалась на острие актуальности. Почему исламский мир отстал и является проблемным – вопрос, который когда-нибудь хоть раз волновал мусульманских интеллектуалов. Что же происходит с исламским миром сейчас – паразитарная экономика и потребительский уровень социальных отношений. Нет той высокой культуры приятия коранического зова к благородству, развитию, справедливости, истине, в том числе научной.
Теолог Гасан Гасанов отметил, что шиитская политическая культура, превознесенная докладчиком, не столь благородна и привел примеры «шах-керманов» (побоищ мирного населения конными кавалькадами завоевателей), устраиваемых «властелином Вселенной» Надир-шахом в XVIII веке, да и ранее сефевиды творили бесчинства и налагали дань на горские народы Закавказья.
Однако ему парировали, что история – дела минувших лет, да и Надир-шах, строго говоря, был из суннитского племени афшаров, да к тому же стремился к единению двух мусульманских течений. Тем не менее в современной политике со второй половины ХХ в. Иран вышел на серьезные позиции при независимой политике, сумев нарастить военные мускулы и экономический потенциал.
Шафи отметил, что суннитский мир не только не принял обновленцев и реформаторов, появившихся на Востоке (назывались имена египтян М. Абдо, Дж. Афгани, а также сирийца Мухаммада Шахрура), но эти идеи не получили широкой поддержки, а иногда подвергались и остракизму. Мусульманская консервативная богословская школа не способна воспринять и культивировать новшества, исходящие из духа Корана. От любого действия, откуда, по их мнению, веет бидъа (нововведениями) – они бегут, не углубляясь в суть вопроса. Таковы все сунниты – как радикальные, так и умеренные. Таким образом, мусульманский мир стал глубоко паразитарным, отсталым, не применяющим ни научные, ни социальные, ни политические технологии для пользы взаимодействия с внешним миром или развития.
Участники встречи, оппонируя докладчику, приводили Малайзию, однако тут же этот пример был отметен, так как эта страна Юго-Восточной Азии как раз отошла от консервативного понимания ислама, в чем и состоит секрет ее политического и экономического успеха.
Попытки некоторых дискутантов отметить, что все детерминировано и что отсталость исламского мира была заложена Богом и предсказана пророком Мухаммадом, не выдержали критики под напором существования свободы воли, которую никто не отменял: «ни Бог, ни царь и не герой». Да, исторические провалы существовали, и действие войн и колониализма работало против экономического и интеллектуального прогресса, однако никто не мешает открыть новую страницу, а старую – арабские страны не спешат перевернуть.
Докладчик подчеркнул, что из 4-х мировых цивилизаций мусульмане могут только сослаться на Иранскую. Три другие цивилизации – это либеральная, представленная США; социальная, которую явил Евросоюз, и проект «бизнес под управлением государства», ярким представителем которой является Китай, никак не относятся к мусульманам.
Гаджи Малучиев, директор Республиканской специальной библиотеки для слепых, привел доказательства отсталости исламского мира (невзирая на то, что теория ислама приветствует науку и знания). Примеры были явлены в количестве патентов на изобретения – на фоне объема Израиля (8 тысяч) и Южной Кореи (16 тысяч) арабы со своими тремя десятками плетутся в хвосте мировой цивилизации. Добавим к этому военную слабость и политическую зависимость. Запад довольно плотно насел на эти страны, не давая им поднять голову. Причем такой ситуацией, кажется, те страны довольствуются: «Такова воля Аллаха!»
А тем временем нет консолидации ни религиозной, ни проектной в мусульманском мире.
Два аята (впрочем, наряду с другими) Корана явственно гласят:
- Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь (3:103)
- Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом (42:10), осталось на красивой тисненой бумаге Священного Писания, которое арабы любят красиво читать и даже проводят конкурсы, однако не способны его осмыслить по-настоящему качественно.
Философ Джамирза Магомедов отметил, что «развитие науки и технологий не является самоцелью и решением проблемы, необходимы еще и политэкономические цели. Развитие науки на Западе было подчинено политическим и военным целям, а именно выкачиванию ресурсов из колоний, что в свою очередь подстегивало очередной виток научного и технического прогресса. Что касается Ближнего Востока, то это сырьевая база для Запада, так называемая “периферия”. Запад никогда не позволит периферии развиться, так как это станет угрозой его гегемонии, а узкие интересы политических элит не дадут Востоку построить диалог, и их можно понять, так как никто не хочет иметь такого врага, как США».
Также он коснулся развития науки в Дагестане, и что серьезные научные центры находятся в центральных регионах России, в которых наука развита на высоком уровне, и «я бы делал ставку не на развитие науки, а скорее на развитие бизнеса и экономики».
Что касается мусульман Дагестана, то в них определенный потенциал к антагонизму, заложенный в эру новейшей истории столкновений, мешает в целом развитию. Как подчеркнули участники клуба «Наука и религия», им надо консолидироваться вокруг «проектного управления», сосредоточившись на решении республиканских проблем в рамках города, поселка, села и «оставить на Аллаха» все распри и разногласия, как требует того Священное Писание.
P.S. Ждем участников и гостей клуба в Библиотеке для слепых, по адресу: г.Махачкала, ул. М. Гаджиева, 160 в последнюю пятницу каждого месяца. Пожелания и рекомендации, а также свои реплики и темы отправляйте в редакцию газеты с пометкой «Наука и религия» или на почту: rena@inbox.ru