Культура «вчерашнего» дня?

Республиканская экспозиция «Традиция», развернувшаяся в стенах Национальной библиотеки, для одних, подразумевается молодое поколение, стала неким открытием невиданных прежде элементов горского быта, для других – старшего поколения — обращением к трогательным воспоминаниями о детстве, куда мысленно перенеслись выходцы из Хунзахского района. Так, академик Российской академии наук Гаджи Гамзатов поделился воспоминаниями о родном ауле Цада и порадовался, что в районе жива память о духовной и материальной культуре. Поставцы, кувшины, подносы, кузнечные меха – когда-то эти предметы быта использовались по прямому назначению, сегодня, будучи возведенными в ранг музейных экспонатов, в век высоких технологий они утратили свое бытовое применение, став олицетворением культурной ценности. Каждый предмет – отдельная история, живая, пропитанная теплой энергией добра. Эта история начинается с ее создания вручную горским мастером, вложившим в свой труд частицу души, потому что творил на пользу людям. Глядя на них, понимаешь, невозможно воспринимать их в отрыве от горских реалий: перед глазами возникают образы горянок, идущих на родник с кувшинами, занятых приготовлением разных блюд национальной кухни, образы горцев-тружеников. Кузнечные меха, плуг, деревянная молотилка свидетельствовали о роде деятельности жителей аулов.
Простая демонстрация предметов быта была бы сопоставима с музейной экспозицией. Поэтому хунзахцы создали спектализированную выставку с вкраплениями сюжетов из жизни простых горцев. Вот одна горянка покачивает люльку и напевает колыбельную на аварском языке, другая начесывает шерсть, третья занята приготовлением пищи, звучит музыка и зал насыщен ароматами национальной кухни. Кулинарные изделия были представлены как традиционными формами, известными на весь Дагестан, – аварским хинкалом с мясом, так и необычными, но чрезвычайно пикантными по своим вкусовым качествам изделиями из кукурузной муки и бобовых. Причем все это было заманчиво разложено на подносах и радушно предлагалось в качестве угощения посетителям.
Экспозиция была интересна тем, что сама презентация проходила не в гламурно-стендовой демонстрации, а максимально приближенной к жизни простых горцев. Гостеприимная атмосфера, декорированная предметами быта, кулинарного мастерства хунзахских хозяек, одеждой и ювелирными изделиями представили перед посетителями отдельные грани этнокультуры Хунзахского района. Национальные песни, звучавшие вживую под аккомпанемент дагестанских музыкальных инструментов, добавляли ритмичности в размеренный характер течения экспозиции. Песни были окрашены разными оттенками чувств, а лейтмотивом стала душевность исполнения, она помогала понять настроение песни, не вникая в семантику текстов.
Большая часть выставки все же была отведена под предметы быта: кувшины, котлы, подносы, поставцы разной формы и орнаментальной обработки, кузнечные меха, деревянное седло – и это позволяло соприкоснуться с атмосферой жизни аулов, аскетичной и незамысловатой, с одной стороны, и эстетически насыщенной, с другой. Резьба по дереву, всевозможные кинжалы гоцатлинских златокузнецов, женские украшения открывали перед посетителями таланты горцев, а безворсовые ковры, изготовленные умелыми руками мастериц, демонстрировали бережное отношение к народной этнокультуре, что позволило сохранить древние орнаменты вопреки времени. Заместитель главы Хунзахского района Гамзат Амаев, говоря об экспозиции, отметил, что это лишь одна сотая часть того, что сохранилось в районе. Чтобы увидеть сокровища хунзахской культуры, надо побывать в районе, где всегда рады гостям.
Хунзахский район славен не только своим традициями, но и известными на весь мир творческими личностями. Одно лишь имя Расула Гамзатова в галерее известных людей позволяет оценить высокий культурный потенциал жителей района.
Экспозиция прошла в рамках нового проекта Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры РД по презентации образцов дагестанской культуры в срезе районов и городов. Организаторы неоднократно упоминали о цели выставки: сохранить и приумножить культурное наследие. Однако, глядя на экспонаты, приходило четкое понимание того, что невозможно сохранить культуру только одними предметами, нужно сохранить культуру преемственности поколений, нашу народную память, которая, к сожалению, уходит вместе со старшим поколением горцев. Необходимо сохранить наши дагестанские районы от выраженного влияния европейских форм культуры. Иначе последующие дагестанские поколения будут воспринимать дагестанскую культуру в рамках ее музейности, лишь опосредованно позиционируя себя как носителя этой культуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

КЭМЗ выводит Дагестан на высоты

Как-то преждевременно окрестили Дагестан аграрной республикой. Если судить по тому, что производили в нашем регионе в советскую эпоху, промышленный...

И на скалах растут цветы

Национальный музей Дагестана, который в 2025 году отмечает свое столетие, решил пройтись по горным тропам. Еще весной флаг...

Газа, Дагестан, газ

Продолжение. Начало в предыдущем номере. Тема защиты мусульман – для отзывчивых дагестанцев «легкая на подъем». Помнится, в 2017 году...

Фотофакт

Момент молитвы членов правительства РД у зиярата в Карабудахкентском районе Фото черного флага с красной надписью «Йа Хусейн» (О,...
spot_imgspot_img

Вкратце

Глава РД С.Меликов принял участие в награждении слушателей Летних курсов, организованных Муфтиятом. Отметим, что такие курс Централизованной религиозной...

Дагестанцы могут получить помощь в подготовке детей к школе

Партия «Единая Россия» запустила ежегодную акцию «Собери ребенка в школу», направленную на поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам