Пропущенный намаз желательно возместить при первой же возможности. А если намаз пропущен без уважительной причины (узра), то возместить его в срочном порядке является обязательным. Как известно, вознаграждение за намаз, совершенный с джамаатом (коллективно), превышает награду за обычный намаз как минимум в 27 раз.
Что же касается совершения пропущенного намаза джамаатом, то Имам Ан-Навави в книге «Маджму’, Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее: «Что касается возмещаемого обязательного намаза, то его совершение джамаатом не является ни индивидуальной, ни коллективной обязанностью, и в этом нет разногласия среди ученых. Однако совершение пропущенного намаза джамаатом является желательным (мустахабб), если у имама и маъмума совпадает время пропущенного намаза. Например, и тот и другой возмещают обеденный или послеобеденный намаз. На это указывают достоверные хадисы, в которых сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ), когда он вместе со своими сподвижниками пропустил утренний намаз, возместил его с ними джамаатом».
От Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) передается: «Когда Пророк (ﷺ) возвращался c Хайбара, они шли почти всю ночь, в конце ночи их одолевал сон, и они решили передохнуть. Поручив Билялю (да будет доволен им Аллах) разбудить остальных на утренний намаз, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники уснули. Биляль (да будет доволен им Аллах) выдержал дежурство, насколько предписал Аллах. Затем, когда приблизилось время рассвета, он, повернув лицо в сторону восхода солнца, прислонился к своему верховому животному и таким образом заснул. Пока лучи солнца не пригрели их лица, ни Посланник Аллаха, ни сподвижники, ни Биляль не проснулись.
Первым поспешно проснулся Посланник Аллаха (ﷺ) и обратился к Билялю (да будет доволен им Аллах): «О Биляль!” На что Биляль ответил: “О Посланник Аллаха, усыпивший тебя – да будет отец и мать мои выкупом за тебя – усыпил и меня»” Тогда Посланник Аллаха (ﷺ), обратившись к сподвижникам, сказал: “Соберитесь…”. Когда они чуть отъехали, Посланник Аллаха (ﷺ) совершил омовение и приказал Билялю (да будет доволен им Аллах) прочитать азан, и он вместе со сподвижниками совершил утренний намаз. После того как они закончили утренний намаз, Пророк (ﷺ) сказал: «Если кто-либо из вас пропустит намаз по забывчивости, то как вспомнит об этом, пусть сразу его восполнит» (Муслим)/
Далее Имам Ан-Навави в той же книге пишет: «Аль-Кади “Ияз в книге «Шарх Сахих Муслим” сказал: “Среди ученых нет разногласия о дозволенности совершения пропущенного возмещаемого намаза джамаатом, кроме некоторых мнений, которые опровергаются достоверными хадисами и Иджма”.
Что же касается совершения пропущенного намаза за имамом, совершающим своевременный намаз, или наоборот – совершения своевременного намаза за имамом, совершающим пропущенный намаз, или пропущенный намаз за имамом, совершающим другой пропущенный намаз, то все это разрешается в нашем мазхабе. Однако предпочтительнее совершить намаз индивидуально, чем в таком джамаате, чтобы не противоречить мнениям ученых других мазхабов» («Шарх Аль-Мухаззаб»).
Из всего вышеприведенного вытекает, что пропущенный намаз в любом случае может быть совершен джамаатом, а при условии, что имам и следующие за ним маъмумы совершают (возмещают) намаз одного времени, то возмещать его в джамаате является желательным.
Пятикратный обязательный намаз – это поклонение, выполняемое в определенное время, пропустить намаз без причины – большой грех. И если человек без причины оставил намаз на следующий раз, нужно не только восполнить его, но и совершить истинное покаяние. Также совершение восполняемого намаза джамаатом с соблюдением вышеупомянутых условий может способствовать смыванию греха за отказ от него.
Islamdag.ru









