Научные знания об исламе как важнейший фактор преодоления конфликтности в мусульманской общине

 Таков магистральный путь фонда накопления научных знаний, начиная от первичных и примитивных и кончая современными сложнейшими системными знаниями. Не случайно крупнейший «философ арабов» аль Кинди (800-879 гг.) отмечал: «Из человеческих искусств самым возвышенным и благородным является искусство как познание истинной природы в меру человеческой способности. Ибо та цель, которую философ преследует в своей науке, заключается в постижении истины». Именно с таких научно-методологических позиций ученые должны подходить сегодня к исследованию явлений действительности, в том числе социальных феноменов.
Когда речь идет об исследовании социальных явлений, к которым относится религия, ученые сталкиваются с множеством сложных проблем при объяснении подлинных истоков, причин возникновения и трансформации ее в историческом процессе. При их отсутствии, как правило, порождаются самые различные не совместимые с истиной концепции толкования и объяснения, начиная от сверхъестественных до естественно-научных и околонаучных. Они в таком контексте разномыслия в зависимости от условий, места и времени получают свое закрепление в духовной жизни людей и стихийно превращаются для них в реалии, которые украшают их мир. Установить определения общепризнанной концепции в отличие от естественных наук (физики, химии и др.) в общественных науках весьма проблематично. Особенно это касается такого феноменального явления, каким является религия с ее многочисленными формами бытования, историческими типами. Были периоды, когда она выступала, а кое-где и поныне выступает как регенератор социальной и духовной жизни общества.
Вопрос о религии, о ее происхождении, истоках и социальных функциях являлся примером экспликации ученых всех времен и народов в зависимости от уровня развития естественно-научного и философского мышления. Но тем не менее он пока еще остается, если можно так выразиться, повисшим в воздухе и должен получить свое объективное объяснение. Как отмечал Платон: «Внушать истину нелегко». Она является длительным и сложным процессом, требующим к себе особого внимания и безусловного терпения. При решении данной ключевой проблемы ученые должны подходить именно с эксклюзивно изложенных выше объективных методологических позиций. Это закономерно для адекватного понимания происходящих в обществе явлений, в том числе в мусульманском обществе на сегодня, чтобы исследователи не блуждали в лабиринте иллюзий. Все это аксиоматично. И явления окружающего мира имеют свое научное объяснение. Поэтому первейшей обязанностью исследователей является объяснение мира из самого себя, нахождение в нем самом истинной причины. Ведь величайший мудрец Аристотель не случайно произнес, как молитву, слова: «Платон мне друг, но истина дороже». Этот объективный методологический подход распространяется без всякого исключения на все явления действительности, в том числе на такой феномен, каким является ислам.
Востребованным сегодня ключевым актуальным идеологическим вопросом является получение достоверной научной информации об исламе, его догматике и культе, о региональных формах его бытования, о происходящих в нем трансформационных процессах как о прагматичных, так и негативных в российской мусульманской общине. Дело в том, что здесь рядовые верующие из-за исторически сложившейся в стране обстановки не могли получить элементарных знаний о традиционном исламе, об основах его вероучительной системы, кроме как обрядности и норм поведения в жизни. Такие лица часто оказываются в сфере деятельности профессионально неподготовленных и малограмотных служителей культа, которые как вероучители сами нуждаются в системных знаниях о своей религии. Со временем этот вопрос может быть урегулирован, и масштабная профессиональная подготовка кадров служителей мусульманского вероучения идет повсеместно. В то же самое время определенная часть верующих из-за незнания подлинных основ своей религии подпадает под влияние прикрывающих себя псевдоисламскими лозунгами религиозных экстремистов и их амбициозных лидеров, думающих не иначе как о захвате власти. Кроме того, когда речь идет об исламе и его российских формах бытования, следует обратить особое внимание на то, что он здесь одновременно выступает и как целостная каноническая и идеологическая система, но в то же время проявляется в самых различных региональных моделях. Так, например, формы его проявления отличаются в зависимости от конкретного региона, этноса. Так, в частности, татарский ислам, кроме общего, имеет свое, отличное от дагестанского, чеченский от балкарского и т. д. Это объясняется тем, что татары, башкиры, балкарцы относятся к ханифитскому мазхабу, а дагестанцы, чеченцы и ингуши – к мазхабу аш-Шафии. Во-вторых, и это самое главное, местные народы привнесли в единый ислам свои, характерные для этого этноса религиозно-этические представления, нормы права, обычаи и культурные традиции. Тем самым происходил постепенный процесс адаптирования на базе регионального субстрата с исламом традиционным. На этой базе, собственно говоря, возникает так называемый «периферийный ислам», с чем мы сегодня нередко сталкиваемся в России.
Появление периферийных форм бытования религии не является исключительно характерным для исламского мира явлением. Она выступает как общая закономерность проявления и в других, особенно в мировых религиях — буддизме, христианстве, в которых также происходят аналогичные процессы. Коран в исламе допускает возможность для служителей культа и религиозных авторитетов иметь собственное мнение (ар-ра’й) для решения того или иного конкретного вопроса, т. е. позволяет им иметь свое свободное суждение, только в пределах дозволенного. Подобное мнение может не совпадать с мнением другого, проповедующего рядом духовного, авторитета или имама, но для паствы первого оно беспрекословно. В основном это касается не принципиальных канонов ислама, а ряда деталей сакральной сферы. Так, например объявление начала поста или Ураза-байрама нередко отмечается разновременно. Одни отмечают в один день, другие – в другой день, по суждению имама. В газете «Дагестанская правда» от 22 августа 2009 года была опубликована специальная статья «Разногласия в определении начала и конца определения Рамазана в контексте единства мусульман». Это еще раз свидетельствует об имеющих место расхождениях между религиозными авторитетами в этой области. Ведь наступление новолуния можно легко определить по астрономическому календарю с точностью до секунды.
Что касается Дагестана, необходимо подчеркнуть, что здесь нет случаев противостояния между последователями внутри ислама, христианства и иудаизма, хотя и у последних имеются в республике свои культовые здания, духовные управления и т.д. То же самое можно сказать и об отношениях между двумя главными течениями в исламе – суннизме и шиизме. Однако в суннитской общине Дагестана в последнее время обострились отношения между его тремя разными течениями: исламским правоверием «ахль ас-сунна валь-джамаа», суфизмом, «ахль ас-суффа» в тарикатском формате, и салафизмом (ваххабизмом). Если два первых течения к существующему конституционному строю относятся лояльно, поддерживают его, то совершенно иначе настроены идеологи салафизма, которые своими действиями и призывами стремятся к возврату к «чистоте первоначального ислама (ас-салаф)» в экстремистском понимании да еще в глобальном масштабе.
Отмеченные выше проблемы ислама стали предметом исследования отечественными учеными на различных уровнях. Их работы сыграли важную роль в объяснении сути множества узловых вопросов. Но всего этого недостаточно. В нашем динамичном мире перед учеными встают новые, более глубокие задачи системно-комплексного подхода к их изучению с научно-методологических позиций, чтобы сами российские мусульмане осознанно смогли разобраться в сложном лабиринте происходящих сегодня сложнейших процессов духовной жизни. Низкий уровень их конфессиональных знаний является питательной средой для проявления в обществе опасных конфронтационных явлений. Крупнейший арабский мыслитель ибн Халдун (1332-1406 гг.) по этому поводу говорил: «Обширно пастбище невежества среди людей, но ничто не может противостоять власти истины, а шайтана лжи поражает факел исследования».
По нашему мнению и долголетнему опыту, в нынешних сложнейших условиях этноконфессиональной обстановки в регионе Северного Кавказа наиболее эффективным идеологическим фактором против проповедников исламского религиозно-политического экстремизма является распространение научных знаний об исламе. Распространение систематизированных научных знаний тем более в таких сферах духовной жизни, к которым относится ислам,– в нынешних условиях весьма деликатное и сложное дело. Научное мировоззрение по своей объективной сущности должно носить нейтральный характер. Но ученый должен подходить к оценке явлений действительности, как врач к диагностике болезни пациента. В историческом процессе в эту парадигму вливается субъективный фактор, в зависимости от исторических обстоятельств, способствующий идеологизации духовной жизни общества в интересах отдельных сил социума. Каждый из представителей этих сил, как правило, выступает с идеей истинности своей социальной доктрины. Свидетельством этого тезиса является смена идеологических форм в историческом процессе прошлого, но особенно сегодня.
В Дагестане общество располагает потенциальными объективными условиями и субъективными возможностями распространения научной информации об исламе и его региональных формах бытования. В республике имеются учебные заведения, широкая сеть СМИ, проводятся конференции, телепередачи, встречи руководителей министерств и ведомств с населением городов и районов, и т. д. Однако все проводимые мероприятия неадекватны по своему масштабу, организованности и аудиторности тем востребованиям, в которых нуждаются дагестанцы. Зачастую они носят эпизодический, несистемный, неэффективный характер. В данном случае речь идет о выступлениях на страницах газет, по телевидению, редко издается научная литература по исламской проблематике и т. д. Перед аудиторией часть научной интеллигенции ведет себя, по выражению Суворова, как «застенчивые в бою генералы», считает для себя неудобным выступать в условиях повышенного религиозного общественного мнения дагестанцев по поводу исламских настроений. При этом они забывают о своих просветительских обязанностях, о том, что научное объяснение того или иного явления не является призывом к исламофобии или пропагандой неверия. Наоборот, исполнение святого долга ученого — делиться своими знаниями с незнающими, руководствуясь при этом коранической мудростью: «Разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:12). Глубокий смысл аята заключается не только в знании религии, но и (или) науки в целом, т. е. в общих знаниях в эпистемологическом смысле. В этом плане более целенаправленно, системно, адресно и комплексно к решению проблем распространения среди дагестанцев религиозных знаний подходят служители мусульманского культа. В мировоззренческом отношении их вероучения нередко отличаются от научно-просветительских научных планов и подходов к решению данной проблемы. В таких случаях необходимо находить компромиссные варианты, без конфликтов. Духовное управление мусульман Дагестана располагает широкими возможностями реализации своих масштабных планов. Глядя на них, и мы ставим перед собой задачу согласно коранической мудрости: «Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах» (11:143). В нынешних условиях мы должны соревноваться в добрых делах на благо верующих и мирян. В то же самое время необходимо признать, что процесс получения исламских знаний не является компетенцией исключительно одних только служителей мусульманского культа, на что они претендуют.
Существуют и другие пути исламского просвещения и приобретения достоверной информации в этой области. Одно дело религия, но другое — научные знания об исламе. Объяснить ислам с точки зрения научной методологии, говорить о нем как о составной части мировой цивилизации означает преодолеть узкие рамки вероучительного уровня.
В настоящее время основная часть мусульман Дагестана об исламе имеет узко поверхностные знания, в основном в области соблюдения некоторых норм поведения. Но знания на обыденном уровне далеко не достаточны, под ними необходимо подвести научную базу, особенно в условиях крайней идеологизации и политизации ислама. По нашему мнению, идеологический аспект и научное объяснение его истоков сегодня приобретают исключительно важный смысл как в теоретическом, так и в практическом плане, эта проблема, если охарактеризовать религиозную ситуацию в Дагестане, да и в других республиках Северного Кавказа, выступает как общерегиональная проблема, и решать ее возможно только при участии всех ученых и научных подразделений ЮФО. Здесь проблемы мусульманской идентичности носят характер всеобщности, и все это обусловливает создание единого координирующего научного подразделения для комплексного подхода к решению региональных проблем: подготовка кадров, планирование научных проектов и проведение научных конференций и т. д. В советский период такой центр существовал при Дагестанском госуниверситете для вузов Северного Кавказа, созданный Центром ВШ СКНЦ до самого реформенного периода. Он координировал всю эту работу в этой области на достаточно организованном уровне. В его работе принимали активное участие исламоведы и востоковеды вузов и научных подразделений Северного Кавказа. Сегодня такое организованное научное подразделение в регионе отсутствует, хотя оно крайне востребовано реалиями существующей здесь напряженной религиозно-политической обстановки.
Кроме того, исламская проблематика и ее исследования столь же важны и вообще для российского общества, где проживают более двадцати миллионов мусульман и возможна разработка других научных программ, которые должны стать достоянием широкой общественности. В связи с учетом дагестанской специфики как форпоста ислама в истории России решением ученого совета Дагестанского госуниверситета в октябре 1998 года при ДГУ был создан Центр исламских исследований Северного Кавказа на общественных началах. Центр занимается не только исследованием фундаментальных проблем истории ислама, его догматики и культа, но и анализом религиозной ситуации в регионе, изучением истоков и причин, приведших к проявлению исламского радикализма и политического экстремизма. Ученый совет ДГУ в этом году принял два важных решения: о введении в учебный процесс новой специальности «Религиоведение» и об издании ежеквартального научно-теоретического журнала «Исламоведение», два номера которого выйдут в текущем году за счет средств вуза. Это весьма серьезный шаг со стороны ректората в реализации рекомендаций Всероссийской конференции в ноябре 2008 года, одним из организаторов которой являлся вуз. Кроме того, ректорат ДГУ договорился с Миннацем, Минмолодежи, ГТРК о создании на базе Центра ИИСК телевизионного клуба «Исламские знания», который будет выходить в эфир с конца сентября 2009 года.
Сегодня перед Дагестаном стоит целый комплекс важнейших социально-экономических и духовных проблем, среди которых не последнее место занимает распространение среди широких масс научных знаний об исламе. Многие дагестанцы в данный момент представления не имеют об истинных причинах существующих разногласий и противоречий между различными течениями в суннитской общине. Все это в конечном итоге приводит к порождению всевозможных субъективистских толкований, идейных подтасовок и спекуляций, бесплодных споров и конфликтов, дестабилизирующих общественно-политическую ситуацию в республике. Упущения и ошибки в суннитской общине привели к тому, что Дагестан и Северный Кавказ превратились в объект пристального внимания и вмешательства со стороны международного религиозно-политического экстремизма. В то же самое время, как отметил Президент Д.А. Медведев 19 августа на заседании Совета Безопасности, причины кровавых конфликтов находятся внутри Северо-Кавказского региона. Поэтому истоки этих явлений надо искать внутри нашего общества, выявление которых нуждается в научных исследованиях. И только при таком методологическом подходе возможно раскрыть истоки конфликтной ситуации и добиться эффективных результатов.
В этом плане Центр исламских исследований может внести ощутимый вклад в получение широкими массами дагестанцев научных знаний об исламе с целью снятия конфронтационных проявлений и восстановления мира, согласия в мусульманской суннитской общине Дагестана и Северного Кавказа.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Дагестанцы могут получить помощь в подготовке детей к школе

Партия «Единая Россия» запустила ежегодную акцию «Собери ребенка в школу», направленную на поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации....

Исполнительное производство: телефонная консультация и онлайн-сервисы

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан продолжает свою работу Группа телефонного обслуживания. По многоканальному телефону 8...

Уважительных причин не бывает!

Что делать при задержке зарплаты Сотрудник, которому больше чем на две недели задержали зарплату, вправе приостановить работу. Об этом рассказал...

Узнайте о своих кредитах

Как проверить историю займов Каждый гражданин имеет возможность убедиться, взят ли на его имя заем третьими лицами. Для этого рекомендуется...
spot_imgspot_img

Вопрос-ответ №32 2025 г

Родители погибли в пожаре. Их квартира сгорела. Входит ли она в наследство? Существуют ли какие-то ограничения? В состав наследства входят...

Есть 500: юбилейная базовая станция компании «БУЛАТ» по проекту устранения цифрового неравенства построена в Курской области

В селе Петрово-Хутарь (Черемесиновский район Курской области) построена юбилейная 500-я базовая станций от компании «БУЛАТ» в рамках второго этапа...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам