Недавно мы отмечали День учителя, и страницы прессы пестрели поздравлениями типа «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» и т.п.
Но вряд ли кому-нибудь из поздравляющих придет в голову спросить: «А как тебе живется, учитель?»
Я не случайно употребляла в заголовке эпитет «бедный». Посудите сами. Начинающему учителю присваивается 8-й разряд. За ставку — это 18 часов в неделю, месячная зарплата составляет 2400 рублей (без вычетов), а за замещенный час он получает 30 руб. Проработав в школе 2-3 года, учитель имеет право подать заявление на повышение квалификационной категории. Приказом директора школы ему могут повысить разряд вплоть до 12-го. Значит, за ставку зарплата составит 2958 руб. — 14% (подоходный налог и прочие вычеты)=2650 руб., а замещенный час — 39 руб. 12 коп. Хотела бы я видеть, пусть даже того же парикмахера, проучившегося от 3 до 6 месяцев на курсах, а не 5 лет, как учитель, который согласился бы на такую оценку труда. А потом начинается, как в сказке: «Чем дальше, тем страшнее», 13-ю квалификационную категорию учитель получает по приказу начальника отдела образования. Месячная зарплата 3196 руб. — 14%=2850 руб., замещенный час — 42 руб. 87 коп. Нетрудно подсчитать, что разница, по сравнению с 12-м разрядом, составляет, соответственно, 238 руб. и 3 руб. 75 коп, но, чтобы это иметь, учителю поистине надо преодолеть «три круга ада».
Во-первых, он должен предоставить на рассмотрение квалификационной комиссии свой творческий отчет, в котором отражены позитивные результаты учебной работы за три последних года (в начальной школе — это еще возможно, а в среднем и старшем звеньях весьма относительно, ведь нагрузка меняется ежегодно). К слову, как угадать, что из «серого троечника» не вырастет настоящий человек, а «отличник» не станет изгоем общества? А ведь социальный заказ, который получает школа от государства, — это воспитание настоящего гражданина.
Во-вторых, приложить папку с разработками открытых уроков, внеклассных мероприятий, докладов и выступлений на родительских собраниях, предметных секциях, отчет об участии учеников в олимпиадах, сведения о победителях, если есть таковые, и еще многое другое.
Словом, бумажки, бумажки и бумажки. Но не дай Бог все это не будет соответствовать времени, т.е. будет написано от руки, а не отпечатано. Такую папку и смотреть никто не будет. А какой ты учитель, сколько лет проработал в школе, каков твой авторитет среди коллег, учеников, родителей — это абсолютно никого не волнует.
Но сказ дальше. Самая распространенная высокая квалификационная категория в школе — 14-я. Зарплата составляет за ставку 3434 руб. -14% = 2960 руб. в месяц, а замещенный урок — 45 руб. 42 коп. Разница с 13-м, соответственно, 238 руб. и 2 руб. 45 коп.<;br />
Чтобы получить или подтвердить этот разряд, учителю надо сдать экзамен квалификационной комиссии при институте усовершенствования учителей. Экзамен можно сдавать в форме собеседования или тестирования, но надо предварительно комиссии предоставить все тот же абсолютно абсурдный отчет, и не только.
В школе учителем я работаю уже почти сорок лет. До введения категорий оплата проводилась по стажу: проработав 5 лет + прибавка к ставке; 10 лет + новая прибавка; 15 лет + .., и так до 25 лет.
И это, я считаю, справедливо. Если учитель с таким стажем работает в школе, а не покинул ее через 5 лет, то это — настоящий учитель, учитель по призванию. Стоит ли его проверять на профпригодность каждые пять лет?
С этого года в некоторых регионах России вводится новая оплата труда учителя. Но когда она дойдет к нам? Увеличится ли учительская ставка, и когда начнет действовать указ о повышении минимальной оплаты труда с 1100 руб. до 2300 руб.? Очень бы хотелось знать ответы на эти вопросы.