Смотреть подано

У нас принято как? Сверху указали – ваяйте, потому что кто-то хорошо попросил или потому что надо. А конкурсная комиссия, решавшая, кому дать право «ваять», голосовала по-дагестански. Побеждала не идея, а «большинство», то есть те, кто в отношениях (чай вместе пили, вместе работали, детей женили) с кандидатом состоит. Банально.

Сейчас скажу, наверное, крамольную мысль: ни один скульптурный памятник не вызывает во мне каких-либо возвышенных чувств, кроме памятника Борцам за советскую власть и памятника детям (Аллея дружбы), несколько бюстов – Сулейман Стальскому, Гамзату Цадасе… В большинстве своем в остальных работах не просматривается и намека на искусство. Да, памятник есть, а искусства, извините, и под лупой не видно.

Возьмем хотя бы мемориал Русской интеллигенции. Доминанта композиции – образ русской учительницы. Идея мемориала – серьезная, не побоюсь этого эпитета, замечательная, а воплощение… и по сей день вызывает насмешки горожан.

Должен ли памятник вызывать смех?

Не буду перечислять всего остального (появившегося за последний десяток лет и быстро «украсившего» городское пространство), но общая концепция того, что есть – «безжизненность». Авторы словно не утруждали себя «денно-нощными бдениями», вымучивая в себе идею того, как подать монументальное произведение искусства. Тот же Расул Гамзатов, памятный нам своей экспрессией и бешеной энергетикой стихотворца, «замер» в амплуа политического деятеля. Разного рода бюсты вызывают путаницу своей однотипностью. Только зная название улицы, понимаешь, чей там бюст стоит.

Но самое примечательное, во всей Махачкале не сыскать образов, позиционирующих богатство национальной культуры. А ведь идеи витают в воздухе. Выпускник гейбатовской мастерской (имени не припомню) показывал в качестве дипломной работы «Канатоходца». Динамика скульптуры, напряжение, бесстрашие, национальный колорит – невероятно притягательная работа… но она осталась в мастерской, а в городском пространстве по-прежнему нет четкой системы образов, раскрывающих своеобразие Дагестана в произведениях монументального искусства (канатоходцы, гончарное искусство, пламенный танец лезгинки и т.д.), нет людей, озабоченных этой темой, нет государственного «ока», зорко отслеживающего культурные тенденции в этом направлении… 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Шаткая облицовка

Значительная часть МКД в Махачкале нуждается в капитальном или текущем ремонте Вопрос состояния многоквартирных домов (МКД) в Дагестане и, в...

КЭМЗ выводит Дагестан на высоты

Как-то преждевременно окрестили Дагестан аграрной республикой. Если судить по тому, что производили в нашем регионе в советскую эпоху, промышленный...

Поступили «по-своему»

Как дагестанские выпускники определялись с выбором вуза В начале августа дагестанские вузы и ссузы выставили списки абитуриентов, зачисленных на первый...

Уроженец Дагестана Заур Бабаев — среди победителей Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли»

С 7 по 10 августа в Ярославле прошёл V Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли», собравший ведущих специалистов, экспертов...
spot_imgspot_img

В Махачкале пройдет уникальный гастрономический фестиваль

Уважаемые махачкалинцы и гости столицы! Приглашаем вас на уникальный гастрономический фестиваль, который состоится в честь Дня Государственного флага Российской...

«За права заемщиков»

18 августа состоится важное мероприятие для защиты прав потребителей финансовых услуг и участников СВО, попавших в сложную финансовую ситуацию...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам