ПРАВА И ГАРАНТИИ СОХРАНЯЮТСЯ
– Недавно принят ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Каковы его основные положения и что нового он вносит в систему российского образования?
– Необходимость в принятии нового основополагающего нормативного правового акта, регулирующего сферу образования, появилась уже давно. Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения Закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. В соответствии с ним образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. В связи с этим меняется и схема его финансового обеспечения – она теперь аналогична «школьной». Федеральный закон «Об образовании в РФ» четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов.
– Создание единого образовательного пространства – насколько сегодня актуальна эта тема?
– Основные задачи, поставленные перед образованием в Российской Федерации, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Это когда осуществляется развитие и образование детей. Единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего периода. Не менее важным признаком и условием становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед образовательными организациями достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Сегодня особое внимание должно быть уделено вопросу становления единого образовательного пространства, созданию конкретных механизмов его эффективного функционирования. Нам необходимо добиться максимальной эффективности и ответственности в работе каждого педагога, чтобы каждая образовательная организация в целом способствовала постоянному росту интеллектуального и профессионального потенциала наших детей.
ГЛАВНОЕ – ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
– Является ли система дошкольного образования сегодня приоритетным направлением? Что делается в Махачкале для развития дошкольного образования?
– Сегодня к работе дошкольных учреждений предъявляются более высокие требования, что связанно с введением в соответствии с новым законом «Об образовании» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где определены требования к образовательным программам, к условиям их реализации, к результатам усвоения. Важным моментом является то, что основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с начальным образованием, что предполагает открытие в предстоящем учебном году в образовательных организациях групп предшкольной подготовки, для обеспечения освоения минимума базисного содержания дошкольного образования (воспитания и обучения).
В сфере дошкольного образования города ведется работа по обновлению содержания образовательной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, введение которого намечено на 2016 год. Широкое применение в деятельности дошкольных образовательных организаций получают новые образовательные технологии, комплексные и парциальные (дополнение к основной) программы, направленные на интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие детей, успешно внедряются программы и методики раннего развития детей.
Дефицит мест в дошкольных образовательных организациях и необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу актуализировали проблему открытия групп компенсирующей направленности, группы предшкольной подготовки с охватом 900 детей. Совместно с Министерством образования и науки РД обследованы частные дома, в которых предполагают разместить детские сады. Введены в эксплуатацию детские сады №77 «Тюльпан» и №45 «Островок». На стадии завершения детский сад, проектная мощность которого рассчитана на 320 мест.
– Возвращаются ли городу здания детских садов, приватизированных в 90-х годах прошлого столетия?
– На баланс муниципалитета было передано 29 ведомственных детских садов. Рассматривается на уровне Правительства РД, Министерства образования и науки РД, администрации города вопрос передачи зданий бывших ведомственных детских садов, используемых не по прямому назначению.
– Какова доля негосударственного сектора в дошкольном образовании?
– В городе функционируют 2 негосударственные образовательные организации – «Сафинат» и «Развитие». Из 17 частных детских садов имеют лицензию на ведение образовательной деятельности только 3, что составляет 6, 5 % от общего количества детских садов.
ЗАНИМАЮТСЯ В ДВУХСМЕННОМ И ДАЖЕ В ТРЕХСМЕННОМ РЕЖИМЕ
– Что представляет собой система общего образования? Насколько обеспечен город, поселки образовательными учреждениями? Имеются ли случаи занятий в 3 смены?
– Сегодня функциональная система основного образования столицы предоставляет образовательные услуги различной направленности 70 общеобразовательными организациями, среди которых 12 гимназий, 9 лицеев, 3 коррекционные школы-интерната, 7 прогимназий с общим охватом 64 596 учащихся. При этом в инновационном режиме функционирует 29 общеобразовательных организаций, обеспечивающих опережающее развитие детей, включение их в поисковую, исследовательскую и другие виды деятельности. В 68 муниципальных дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу, воспитывается 16 141 дошкольник.
Эксплуатационные возможности большинства школ ограничены, а контингент учащихся превышен в несколько раз, что привело к функционированию 75% школ в двухсменном, а 13% – в трёхсменном режиме.
– Насколько обеспечены школьники учебниками, современным оборудованием, технологиями?
– Качественному развитию современной образовательной среды способствуют полученные в рамках ПНПО предметные кабинеты. Отмечается 100% обеспеченность учебниками по программам ФГОС на I ступени обучения, только в этом году получено 10 000 учебных комплектов.
– Что делается для сохранения здоровья учащихся?
– Значимой и актуальной является проблема сохранения и формирования здоровья детей. В городе растет число ОО, выстраивающих систему здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Во всех ОО ведется совместная работа руководителя, педагогов с медицинским персоналом. Разрабатывается годовой план с учетом направлений и задач, стоящих не только перед здравоохранением, но и перед Управлением образования. Совместно проводятся лечебно-профилактические мероприятия, мониторинг состояния здоровья детей, работа по формированию здорового образа жизни. В связи с изменением школьных программ и интенсификацией учебного процесса, естественно, увеличилась нагрузка на организм школьника. Поэтому медицинский работник вместе с администрацией ОО следит за выполнением рекомендаций органов санитарного надзора, лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся.
Сегодня уделяется внимание созданию условий для медицинского обслуживания детей в ОО. Приведены в соответствие с действующими нормами СанПиН и лицензионными требованиями кабинеты в 15 образовательных организациях. Имеют лицензии на право ведения медицинской деятельности медкабинеты 41, представили в Роспотребнадзор пакет документов для получения лицензий 26 образовательных организаций.
– Что делается для выявления и поддержки одаренных детей?
– Забота об одаренных и талантливых детях – одна из особенностей нашего времени. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одним из приоритетных направлений и в нашей муниципальной системе образования. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ и другие мероприятия на городском уровне проходят в рамках реализации городской целевой программы «Одаренные дети». Талантливые дети есть везде, в образовательных организациях создаются благоприятные условия для интеллектуального и личного роста детей с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности.
– Что представляет собой система оценки качества образования? Как прошел ЕГЭ в этом году в Махачкале?
– Анализ итогов 2013/2014 учебного года показал, что успеваемость учащихся образовательных организаций составила 98, 6%, из 63 125 учащихся 62 359 освоили учебные программы и переведены в следующие классы, а 292 школьника, не выполнившие требования государственных образовательных стандартов, оставлены на повторный год.
Одним из ведущих показателей эффективности образовательной организации, качества оказываемых образовательных услуг является результат итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ОГЭ, которая показала, что из 5069 учащихся 9-х классов не преодолели минимального порогового значения по русскому языку 84 выпускника, а по математике – 79.
– Дополнительное образование – насколько сегодня актуальна эта тема?
– Сегодня дополнительное образование рассматривается как неотъемлемая часть системы образования столицы, которая включает 10 учреждений дополнительного образования с охватом 10 966 учащихся, где обучающимся предоставлены возможности заниматься разными видами деятельности по различным направлениям. Большой популярностью пользуются творческие объединения художественно-эстетического, декоративно-прикладного, спортивно-оздоровительного направлений, в которых занимается более 15 тысяч учащихся, что составляет 32% от общего количества учащихся. Также большую роль в социализации личности школьников играют детские общественные организации «Юный махачкалинец», «Наследники», «Милосердие», «Легион зеленых» и другие, где участвуют более 7 тысяч школьников. Впервые в этом учебном году проведен первый городской слет детских общественных организаций, и лучшими признаны образовательные организации № 5, №12 и №37 г. Махачкалы.
НЕТ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
– Что предпринимается в образовательных организациях для борьбы с проявлением экстремизма и терроризма?
– Терроризм и экстремизм – это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения – вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи. Необходимо активно пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой, оказать помощь в трудоустройстве молодых людей, поддержать жилищные программы для молодежи. Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия и получать материальные средства от террористов и экстремистов.
В своей деятельности по обеспечению безопасности, антитеррористической защите и противодействию экстремизму Управление образования города Махачкалы руководствуется положениями Федеральных законов, приказами МОН РД, комплексными программами по противодействию экстремизму и терроризму.
Разработан план работы Управления образования города Махачкалы и образовательных учреждений по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на 2013-2016 годы.
Образовательные учреждения являются именно тем институтом, который в первую очередь формирует толерантное отношение среди обучающихся – будущего нашей страны. Вся воспитательная и учебная деятельность образовательных учреждений города направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей региона и России.
Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного важнее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
– Где будут обучаться дети беженцев из Украины?
– На сегодняшний день принято решение об обучении детей-беженцев в МБОУ СОШ №12. Данная категория детей будет обеспечена 100% школьными учебниками и формой. По инициативе Управления образования была организована встреча директора МБОУ СОШ №12 Якубовой Г.А. с родителями – беженцами, которые предпочитают обучаться в первую смену. Образовательная организация изыскала возможность организации учебного процесса для данной категории детей согласно их пожеланиям. На данный момент решается вопрос о выделении микроавтобуса для подвоза детей в школу на уровне Правительства РД и администрации города.
– Какова сегодня оплата труда педагогических работников?
– В городе сложилась система моральной и материальной поддержки педагогов, осуществляется поэтапное увеличение заработной платы педагогических работников и сегодня она составляет в среднем 16 тысяч рублей.