Начальник Контрольно-финансового управления Президента РД Абдулхабир Акилов в канун Нового года провел пресс-конференцию на тему «Об исполнении республиканского бюджета 2008 года и о бюджете на 2009 год».
Предваряя вопросы журналистов республиканских СМИ, руководитель управления в своем вступительном слове рассказал об основных итогах развития республики последних трех лет: о том, что уже сделано и что еще предстоит сделать.
В частности, А. Акилов высоко оценил показатели социально-экономического развития республики в уходящем году. Однако при подведении итогов, заметил он, Президент РД нацеливал нас на сравнительный анализ этого развития с учетом показателей других субъектов ЮФО и в целом РФ.
Было отмечено, что у Дагестана всегда были высокие макроэкономические показатели, что, однако, не позволяло республике занимать ведущие места по социально-экономическому развитию среди других субъектов Федерации.
А. Акилов ознакомил собравшихся и с конкретными цифрами.
Ожидаемая оценка прироста валового внутреннего продукта и валового регионального продукта по РФ составляет 6%, в Дагестане – 15%, т. е. в 2,5 раза выше. Индекс промышленного производства в республике – 18%, по России – в 3 раза меньше. Если взять такие важные социальные показатели, как реальная заработная плата, у нас ожидается на конец года повышение на 18%, по РФ этот показатель — 12%. Аналогично и по доходам на душу населения. По словам начальника КФУ Президента РД, все это позволяет в определенной степени уменьшить отставание Дагестана от других субъектов, которое всегда присутствовало.
По динамическим показателям социально-экономического развития республика значительно опережает средний показатель по РФ и по ЮФО. Но, к сожалению, по уровню социально-экономического развития, если взять конкретные макроэкономические и социальные показатели, мы пока значительно отстаем от среднероссийского уровня. Валовой региональный продукт на душу населения в Дагестане составляет чуть больше 26% от средне-российского уровня. «Поэтому, — подчеркнул А. Акилов, — сейчас идет интенсивная работа над Стратегией социально-экономического развития РД до 2020 года, где основное внимание будет акцентировано именно на уменьшении отставания по средним показателям в РФ и ЮФО. Говоря непосредственно о бюджете, должен сказать, что за последние три года неоднократно вносились изменения в бюджет. Но эти изменения вносились с одной целью – увеличения социальных выплат и иных расходов. При внесении изменений дополнительно увеличивались социальные выплаты. Прежде всего, осуществлять такой подход нам давали высокие темпы роста налоговых поступлений в последние годы».
Если в 2005 году в консолидированный бюджет налоговые поступления составляли 4 млрд. 600 млн рублей, то в этом году — 14 млрд 300 млн, что в свою очередь позволило уменьшить дотационность консолидированного бюджета РД за эти три года с 76 до 67%. «Это достаточно хороший показатель, — заверил А. Акилов. — В то же время хочу подчеркнуть, мы значительно отстаем по бюджетным расходам на душу населения. Если говорить о 2009 годе, в среднем по субъектам Российской Федерации бюджетный расход на одного жителя составляет 45 тыс. руб., по республике – около 22 тыс. руб.».
Касаясь основных параметров бюджета 2009 года, начальник Управления обнародовал его основные характеристики и отличия от ранее принятых бюджетов.
Консолидированный бюджет будущего года составляет 59 млрд руб. Доходная часть взята на уровне 2008 года, что составляет примерно 14 млрд 300 млн руб. В первоначальном варианте были предусмотрены поступления в доходную часть на уровне 18 млрд. Но в связи с финансовым кризисом доходная часть бюджета вынужденно сокращена на 4 млрд руб.
Таким образом, из 59 млрд руб. – 14300 – это собственные доходы республики, 45 млрд руб. – это межбюджетный трансферт, то есть деньги, поступающие из российского бюджета. Из них 31 млрд 368 руб. – это дотации, чуть больше 3 млрд руб. – это субвенции, которые выделяются для выполнения федеральных полномочий, и 10 млрд руб. – это субсидии.
В структуре собственных доходов из 14 млрд 300 млн руб. больше половины составляют налоги на доходы с физических лиц — более 7 млрд руб.; налог на прибыль организаций – 2 млрд 300 млн руб.; налог на имущество юридических лиц -1 млрд 300 млн руб.; акцизные поступления — более 1 млрд руб.; земельный налог — чуть больше 700 млн руб. Из таких крупных составляющих формируется доходная часть республиканского бюджета.
«Но, — подчеркнул А. Акилов, — Президент РД четко обозначил, что это минимальная планка. Мы должны стараться собирать больше налогов, что нам позволит усиливать социальную направленность нашего бюджета».
В связи со снижением доходной части бюджета стало естественным сокращение его расходной части. При этом было отмечено, что в этой ситуации совершенно не затронутой осталась социальная составляющая бюджета. Упор был сделан лишь на матзатраты, которые были уменьшены на 10%, и на инвестиционные составляющие, где с отдельных объектов было снято 20%.
Таким образом, впервые за последнее время бюджет РД был принят без дефицита на следующий год.
Говоря о структуре расходов,
А. Акилов выделил самые крупные статьи. Это межбюджетный трансферт, то есть те средства, которые перечисляются муниципальным образованиям, что составляет 18,5 млрд руб. Вторая крупная статья – это расходы на образование, чуть больше 16 млрд руб. Третья крупная статья – национальная экономика — 15, 5 млрд руб. Затем в этом ряду социальные выплаты – 7 млрд 900 млн руб. и расходы на здравоохранение – 6 млрд 700 млн руб. В другой структуре расходов – экономической – самая крупная статья – это заработная плата. В консолидированном бюджете на это предусмотрено 22 млрд руб. с начислениями, которые идут из ФОМСа, это составляет 25 млрд руб., или 48% от общего бюджета. Для сравнения: средняя доля расходов на зарплату в бюджете субъектов РФ составляет всего 28–30%.
Руководитель управления остановился также на республиканских инвестиционных программах: на эти цели в будущем году предусматривается порядка 5 млрд 500 млн руб.
Значительно больше средств заложено на будущий год на дорожное хозяйство – около 7млрд 300 млн руб., из них 5 млрд 900 млн руб. – это федеральные деньги и более 1 млрд 300 млн – из республиканского бюджета. Кроме того, значительно больше предусмотрено на газификацию горных районов. На водоснабжение населенных пунктов республики запланировано более 800 млн руб.».
Ознакомившись с основными параметрами бюджета 2009 года, представители республиканской прессы стали задавать вопросы. Интересовались возможным влиянием последствий мирового финансового кризиса на экономику республики в наступающем году, вариантами его отражения на бюджете республики, функционировании основных отраслей экономики, социальной сферы; привлечением инвестиций в республику, начатыми проектами и перспективами в этой области; реализацией Стратегии социально-экономического развития РД до 2020 года; мерами, принимаемыми по борьбе с коррупцией; административной реформой, направленной на совершенствование деятельности органов исполнительной власти, повышение качества предоставляемых государственных услуг.



