Дозволена ли в исламе торговля, когда купля-продажа осуществляется через посредника, предлагающего товар в сети Инстаграм, и по оплате клиентом товара, который ни покупатель, ни продавец не видели, переадресовывает клиента к поставщику для завершения сделки, заранее сняв свой процент с оплаты?

Абдулхалимов Магомед, п. Семендер

 

В этом вопросе необходимо отметить два момента.

1) можно ли продавать товар, который не видели ни продавец, ни покупатель?

2) действительна и дозволена ли сделка с хозяином товара?

Согласно более аргументированному мнению торговая сделка, в которой продавец и покупатель воочию не видели ни товара, ни оплаты за него, считается недействительной.

О втором, менее аргументированном мнении, ибн Хаджар аль Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:

«Второе (менее аргументированное) мнение гласит, что сделка считается действительной, даже если продавец и покупатель не видели ни самого товара, ни его оплаты за него. Это в том случае, если в сделке оговорен вид оплаты или товара».

Этого мнения также придерживаются ученые остальных трех мазхабов.

«После такой сделки у продавца по получении оплаты и у покупателя по получении товара сохраняется право расторжения этой сделки» [См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 4, с. 263].

Имам Абдуррахман аш-Ширбини в субкомментариях пишет:

«…Бывает так, что собственник товара говорит продавцу: “Продай этот товар за определенную цену, а наценка выше этой стоимости останется тебе”. И если собственник (после продажи товара продавцом) откажется отдать ему наценку, то продавец не имеет права ее требовать, так как здесь нет договора, обеспечивающего сделке действительность или недействительность». [См.: Хашия Аль-гурар аль-бахия, т. 3, с. 311].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышесказанного следует, что, согласно более аргументированному мнению ученых мазхаба имама аш-Шафии, торговая сделка по сайту, если покупатель и продавец воочию не видели оплаты и товара, считается недействительной.

• Согласно остальным трем мазхабам и менее аргументированному мнению мазхаба имама аш-Шафии такая сделка считается действительной, если упомянуть вид оплаты и этой продукции, описав сам товар и его характеристики.

• Следуя мнению тех, кто считает такую сделку действительной, данный вид торговли можно считать дозволенным.

 

Отдел фетв Муфтията РД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь