Вторая молодость проспекта.

Первыми улицами, откуда началась застройка города, были Маячная, Базарная, Барятинская, Садовая, Соборная, Персидская, Таркинская и, конечно же, Инженерная, ныне главный проспект города, носящий имя Расула Гамзатова.
До того как приступить к рассказу об этом проспекте, я сделал несколько зарисовок о других улицах. Если о них мне удалось рассказать сравнительно легко, то тут что-то не клеилось, наверное, о главном проспекте и говорить надо особо, с уважением и к возрасту, и к «рангу». Ведь именно отсюда начинается зарождение города, его история. Ведь именно этот проспект вместе с улицами Маячная, Левина, Краснофлотская является как бы «патриархом» других улиц. За Инженерной и уход был особый. Она в разные периоды меняла свой облик буквально на глазах, приобретая вторую молодость. Вот о том, каким был проспект в прошлом и каким он стал сегодня, мой рассказ.
УЛИЦА ИНЖЕНЕРНАЯ. Почему отцы города дали ей такое название, узнать не удалось. Может, старожилы подскажут. А свой рассказ начну, как говорят армейцы, «с тактико-технических» данных проспекта. Протяженность его от городской площади и до железнодорожного полотна более полутора километров, а ширина между линиями застройки 60 метров. Улицу можно просматривать от и до, потому что она ровная, словно натянутая струна.
А теперь немного о прошлом. Я коренной махачкалинец. Здесь родился и живу. Хорошо помню, какой была улица в середине 30-х годов. Была она низкорослой, приземистой, если не считать нескольких двухтрехэтажных зданий. Остальные были слеплены из самана, бутового камня, и среди них, словно яркие маки, проглядывали дома из красного кирпича.
На протяжении всей улицы проходила открытая сточная канава, через которую были переброшены мостики. Вдоль канавы с левой ее стороны, если двигаться от железнодорожного полотна, в небольших деревянных лавчонках пристроились мастера-ремесленники, мелкие торговцы. Были слышны шум и лязг. Здесь чинили и лудили посуду, ремонтировали примусы и керосинки. Выбивая дробь маленькими молоточками, создавали орнамент по меди и серебру. Горками лежали только что сшитые и выставленные на продажу разноцветные тапоч-ки-чувяки. Воздух был заполнен запахами пыли, гари, керосина.
Помню, как с шумом и гиком пролетала линейка. Разойди-и-ись! Люди испуганно шарахаются в стороны. Цокая копытами по булыжной мостовой, пара гнедых тянет фаэтон с важными пассажирами. А сзади, пристроившись на колесной оси, едут пацаны. Достать их кнутом кучеру никак не удается, так они и едут, пока фаэтон не остановится. Легковые автомашины в те годы были редкостью. Это уже во второй половине тридцатых годов по улицам стали ходить «Эмочки» и «ЗИСы».
Не было тогда в городе и общественного транспорта. До места работы люди добирались кто как мог: пешком, на фаэтонах и пролетках, на телегах, осликах. Даже велосипед был роскошью. Любопытен в этом отношении документ от
3 октября 1934 года. Это постановление президиума махачкалинского Горисполкома «Об установлении автобусного движения по гор. Махачкале».
Оно гласит: «Согласно решению депутатской группы Горсовета при ремонтно-механическом заводе и фабрике имени III Интернационала и в связи с неполным использованием автобуса Дагсоюзтранса, прибывшего для обслуживания Дома кадров и Дома горца, президиум Горсовета постановляет: предложить ОКХ установить маршрут имеющегося автобуса, обеспечив рабочих отдельных производств средством передвижения по маршрутам: фабрика им. Ill Интернационала – рыбоконсервный завод и вокзал. График опубликовать в печати».

Продолжение в следующем номере.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Лента новостей

Шаткая облицовка

Значительная часть МКД в Махачкале нуждается в капитальном или текущем ремонте Вопрос состояния многоквартирных домов (МКД) в Дагестане и, в...

КЭМЗ выводит Дагестан на высоты

Как-то преждевременно окрестили Дагестан аграрной республикой. Если судить по тому, что производили в нашем регионе в советскую эпоху, промышленный...

Поступили «по-своему»

Как дагестанские выпускники определялись с выбором вуза В начале августа дагестанские вузы и ссузы выставили списки абитуриентов, зачисленных на первый...

Уроженец Дагестана Заур Бабаев — среди победителей Всероссийского конкурса «Лидеры строительной отрасли»

С 7 по 10 августа в Ярославле прошёл V Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли», собравший ведущих специалистов, экспертов...
spot_imgspot_img

В Махачкале пройдет уникальный гастрономический фестиваль

Уважаемые махачкалинцы и гости столицы! Приглашаем вас на уникальный гастрономический фестиваль, который состоится в честь Дня Государственного флага Российской...

«За права заемщиков»

18 августа состоится важное мероприятие для защиты прав потребителей финансовых услуг и участников СВО, попавших в сложную финансовую ситуацию...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам