Как быстротечно неумолимое время: секунды отделяют минуты, которые отсчитывают часы, дни, месяцы, годы… И целая жизнь проносится, как сон наяву, но то, что сегодня мы беспечно именуем настоящим – завтра потомки назовут историей будь то одного человека, коллектива, города или страны. Вдумайтесь только, в эту минуту каждый из нас вершит историю, большую или маленькую, добрую или злую, собственной судьбы и многих миллионов других людей, которые, как и мы, против своей воли вращают древнее колесо прошлого в будущее…
В этом году Махачкала отпразднует юбилей – 150-летие со дня основания – волнительное событие для жителей многонациональной республики. Любуясь современным обликом столицы, осознаешь, что это плоды труда многих поколений махачкалинцев, посвятивших жизнь созиданию во имя малой родины, которая, как известно, начинается…
… с картинки в твоем букваре,
с хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе.

Значит, созидание уходит своими корнями в знания, первым этапом к постижению которых является школа. Именно здесь мировосприятие ребенка трансформируется в гармоничное единство духовного и разумного совершенства, где главным связующим звеном выступает категория добра.

Вот уже 85 лет школа № 3 живет по неписаным законам добромыслия. С первых дней своего существования в октябре 1922 года она бережно передает школьные традиции новым поколениям: приобщая детей к миру знаний, школа учит их мыслить и трудиться – только тогда, став взрослым, человек сможет сказать: «Я буду полезен людям».

Если говорить начистоту, то, приурочив юбилей школы к юбилею столицы, я задалась целью выяснить: каков вклад школы в процветание Махачкалы, соизмеримый количеством выпускников – медалистов. Но услышав о традиции добра из уст нынешнего директора Жанны Селивановой, я заинтересовалась ее истоками.
Завесу тайны над возникновением неведомой мне ранее традиции приоткрыли бывшие учитель школы Александр Глухов и выпускница Виктория Полихранидис.
— В 1953 году поступила в 1-й класс женской гимназии, а уже в 1954-м школа стала общей для мальчиков и девочек, — вспоминает Виктория Георгиевна, — в то время биологию преподавала заслуженная учительница СССР Ксения Михайловна Лайкан…
По мере повествования перед моими глазами возникают незамысловатые образы первого полутораэтажного здания школы (1-й этаж был полуподвальный – прим.авт.), во внутреннем дворе небольшие сарайчики. В них место обитания енота, лисы, кроликов и даже говорящей вороны – живой уголок Ксении Лайкан и излюбленное место паломничества школьной ребятни, с удовольствием помогавшей учительнице заботиться о зверушках. Рядом со школой участок с фруктовыми деревьями, который учащиеся возделывают, как заправские садоводы, благо, что уроки биологии не прошли даром.
Любовью и признанием школьников заслуженно пользовались А.А.Абаева, З.Г.
Ахадова, а В.Мищенко и Р.М.Магомедов и по сей день работают в школе. Согласитесь, не каждому педагогу дано воспитать и дать образование ребенку, но учителя трудились, понимая, что завтра у выпускника спросят, чей он ученик. Как бы парадоксально это ни звучало, но педагоги воспитывали самих себя с тем, чтобы воспитать детей достойными гражданами своей страны. Им в помощь были песни и художественные произведения послевоенных лет, наполненные духом патриотизма, наглядные примеры мужества отцов, дедов, старшеклассников, покинувших школьную скамью, как только прозвучал призыв о защите Родины. Вот и в кабинете замдиректора по воспитательной работе, учителя географии Александра Николаевича Глухова в 70-м году ученики засматривались на высказывание А.С.Пушкина: «Гордиться славой предков не только можно, но и должно. Не уважать оную есть постыдное равнодушие». Лозунг явился предисловием к созданию Александром Николаевичем Музея боевой славы 417-й Сивашской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии. И первым шагом на пути к музею памяти стали воспоминания и фотографии участника трех войн – Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной – Сергея Лазаревича Агеева.
А дальше… Александр Николаевич прошел вместе с учениками весь боевой путь дивизии, начиная с Тбилиси, где она формировалась, затем побывали на месте боевого крещения под Гизель (пригород Орджоникидзе), у Эльхотовых ворот, под Назранью.
— Дивизия первая вошла в Моздок, — рассказывает А.Глухов, — и затем мы побывали в Краснодарском крае и на Кубани на Сопке героев под Крымской станицей, это так называемая «голубая линия» на Кавказе, которую немцы считали неприступной.
Ежегодно музей пополнялся новыми бесценными экспонатами, но не суждено ему было дойти до наших дней…
Не один десяток поколений ушел из школы в мир взрослых, выпускники разъехались по разным городам, и судьбы многих из них неизвестны, но учителя верят, что их школьники выбрали для себя гуманные и нужные людям профессии. К примеру, Мачулин Дмитрий – заведующий кафедрой на факультете информации и технологии одного из московских вузов, Исаханов Башир – заведующий эндоскопическим отделением Республиканской клинической больницы, заслуженный врач РД, Цахаев Руслан – начальник Управления контроля Администрации города Махачкалы – значит, уроки добра не прошли даром.
Современная школа – лицей
№ 3 разительно отличается от той, какой она была в прошлом. Светлое трехэтажное здание с просторным внутренним двором и прилегающей к школе футбольной площадкой, где по всему периметру высажены деревья акации – напоминание о фруктовом саде. Нынешние школьники и не подозревают о том, как в прошлом проводили внеурочное время их сверстники, но думается мне, что детские мечты часто имеют обыкновение совпадать: каждый ученик мечтает прилежно учиться и поступить в высшее учебное заведение. Поэтому директор лицея Жанна Владимировна Селиванова позаботилась о создании профильных классов для углубленного изучения предметов:
— Чувствуется потребность в основательной подготовке учащихся к поступлению в вузы, так как прослеживается разрыв между уровнем подготовки образовательных школ и уровнем вступительных экзаменов в вуз, — логично поясняет директор. – И, конечно же, мы учли пожелания наших учеников.
Профильные классы ориентированы по трем направлениям: естественно – математическому, социально-гуманитарному и информационно-технологическому, в рамках которых внимание учащихся акцентируется на предметах в соответствии с выбранным профилем. Углубленное изучение предусмотрено через практикумы, спецкурсы, элективные курсы, занятия, которые проводятся по группам.
О действенности образовательного процесса в лицее № 3 можно судить по количеству призовых мест, ежегодно занимаемых школьниками на олимпиадах, научно-практических и исследовательских конференциях разного уровня.
Примечательно, но только в этом году учащиеся завоевали 9 призовых мест на городском конкурсе «Индивидуальный проект» по информации и технологиям, победили на конференциях «Шаг в будущее», «Творчество юных», «Выездная социологическая конференция», МАДО (Международная ассоциация дополнительного образования). Перелистывая страницы «Летописи школы № 3» за последние 10 лет, я нахожу множество дипломов педагогов и учащихся, сюжетные фотографии с комментариями очевидцев.
Несколько лет подряд с 1997 по 2001 год школа № 3 становилась «Школой года», причем активное участие в общественной жизни города и республики во все годы являлось неотъемлемой составляющей жизни школьного коллектива.
Педагоги – живой оплот лицея, ими по праву гордятся учащиеся – в их числе завуч по научно-методической работе, учитель физики З.Самедова, получившая президентский грант в прошлом году, отличник образования РД, учитель русского языка и литературы Э.Алиева — обладатель гранта в этом году. Кроме того, Э.Алиева и К.Убайдуллаева являются экспертами на экзамене ЕГЭ. И, безусловно, особым уважением пользуются педагоги с многолетним стажем: Ж.Огасиева, В.Мищенко, А.Мирзаева, заслуженный учитель РД Р.Магомедов и многие другие.
По-прежнему незыблема традиция добра, ведь сегодняшние лицеисты посещают пожилых людей в Доме престарелых, Социальный приют для обездоленных г.Махачкалы, активно участвуют в общественной акции «Посылка солдату»… По-видимому, не напрасно избрали строители возвышенное местоположение для 3-й школы, которая год за годом стремится к новым вершинам в мастерстве постижения и передачи знаний. Поэтому вновь, как и 85 лет назад, из школы выходят добрые люди, и их главные жизненные экзамены будут сданы на отлично.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь