Мой сосед – подводник Николай Степанович Черников, коренной махачкалинец, вырос в большой многодетной семье. Отец был плотником, обувным мастером, мать трудилась на рыбоконсервном комбинате. Со временем братья и сестры подросли, начали помогать семье, потом обзавелись своими семьями. Братьев было шестеро и три сестры. Николай, самый младший из них, 1926 года рождения. Когда началась война в 1941 г., все братья ушли на фронт. Петр, Александр, Иван, Николай, Николай (второй) воевали на разных фронтах, в разных рядах войск, все они вернулись домой.
Петр Степанович (кстати, мой наставник, прирожденный связист – почтовик), учил меня премудростям почтовой связи. Он и его коллега Александр Сергеевич Ширманов в 18 лет назначили меня начальником отделения связи в пос.Новая Коса, где приходилось иметь дело с секретными переписками, почтовыми переводами, со всеми тайнами шифра и т.д.
Николаю было 17 лет, когда его в самое трудное время для Родины направили учиться в школу подводного плавания, которая размещалась в нынешнем здании Дагсельхозакадемии на командира-минера. Школа была эвакуирована из Ленинграда в 1942 году. После окончания и приобретения специальности подводника он был направлен в воюющий Краснознаменный Балтийский флот на базу крейсерских подлодок. Это были самые мощные по тем временам боевые единицы, имеющие на вооружении мощности, равные стрелковому полку: 6 носовых торпедных аппаратов, 4 кормовых, 2 орудия 105 мм и 2 пушки 45 мм, длина лодки более 100 метров, экипаж более 100 человек, скорость более 20 узлов, дальность более 15000 миль. После нескольких удачных походов, потопления немецкого транспорта и других объектов морских целей весь экипаж, в том числе Николай Степанович, был награжден орденом Красной Звезды.
День Победы 9 мая 1945 г. Николай Степанович встретил в море, там же, на Балтике. О демобилизации не было и речи, тогда моряки служили 5 лет в связи с обострением международной обстановки, когда создавались военные блоки, а именно НАТО, и капитуляцией Японии создалась угроза нашим восточным границам. После создания американских военных баз в Японии, ВТК было принято решение укрепить Тихоокеанский флот кораблями, подводными лодками, личным составом. С этой целью эскадру крейсерских лодок через Беломоро-Балтийский канал по Северному морскому пути скрытно переправили в Тихий океан. После демонтажа подлодок сняли орудия, крупногабаритное вооружение, и все равно лодки не прошли через канал из-за своих габаритов. Обратно вмонтировали все орудия. К этому времени Норвегия вошла в состав НАТО, нужно было укрепить Северный флот. Своим ходом в составе 6 лодок создали эскадру – конвой, чтобы идти своим ходом, огибая Европу до г.Полярного, базы Северного флота. В течение 2-х недель продолжался поход, прошли против Ла-Манша, вошли в Северное море, здесь их порядочно потрепало штормом и постоянно крушили самолеты противника (бывшие союзники), корабли условного противника сопровождали весь путь. Весь экипаж был переодет для условий Крайнего Севера. На верхней палубе, рубке находились только командир или заменяющий его офицер и рулевой сигнальщик. В Норвежском море смыло дежурного офицера за борт. Подали сигнал: «Человек за бортом!». Пока штопоровали ход, идущая в кильватере одна из 6 лодок успела бросить спасательный круг и подобрали бедолагу на борт. Спасли его спасательный жилет и находчивость: он успел освободиться от потяжелевшего от воды зимнего обмундирования.
По прибытии вместо назначения в г.Полярный началась повседневная будничная жизнь: походы, тренировки, учения и т.д., а также увольнения на берег. Вот здесь нашему Николаю Степановичу не повезло, дослужившись до старшины первой статьи, за 7 лет службы в увольнении расслабился, приложившись больше чем нужно к «зеленому змию», и лишился своих лычек, через некоторое время его восстановили в звании.
В 1950 г. вышел указ – всех, кто воевал, демобилизовать. Так Николай Степанович вернулся в родной город. Была радость встречи с родными, матерью, братьями, любимой.
В 1952 г. пошел работать в литейных цех завода им.Гаджиева. Был объявлен набор на курсы шоферов. Долгие годы работал на тяжелых грузовиках, на бензовозах, пришлось объездить немало районов и областей как республики, так и Союза. Уже ближе к пенсии перешел на легковые автомобили. И сейчас у нашего фронтовика вроде есть все – хорошая благоустроенная квартира, пенсия, дочь живет отдельно, у нее своя семья, внучки уже большие, определились в жизни, только одно его беспокоит – жена Нина Григорьевна, долгие годы проработавшая в системе железнодорожных перевозок, ветеран ВОВ, часто болеет, за ней нужен уход, плохо у нее и со зрением. Как говорит Николай Степанович, ему приходится крутиться как белка в колесе, и о себе некогда думать. Да он, слава Богу, и не жалуется на здоровье, от вредных привычек избавился, ведет здоровый образ жизни, многие молодые позавидуют его здоровью. И я, как все его соседи по дому, пожелаю моряку семь футов под килем и попутного ветра, долгих лет жизни. Так держать, как говорят на флоте.