Улица имени Котрова — одна из первых застроек Махачкалы. Свое начало она берет от сквера, что примыкает к Республиканскому центру культуры, и тянется параллельно проспекту Ленина почти до Анжи-базара.
До 1924 года эта улица называлась Персидской. Что же побудило городские власти переименовать ее? Повествуя об этом, следует прежде всего рассказать о человеке, чьим именем она названа.
Иван Котров родился в 1893 году на Рязанщине. В 1910 году, имея опыт революционной борьбы, полученный в Баку, переезжает в Порт-Петровск и поступает в бондарную мастерскую.
Царское правительство, боясь роста антиправительственных настроений, проводит политику подрыва рабочего движения. С этой целью на фронт мобилизуют передовых рабочих. Отправляют в пекло войны и Котрова. Здесь среди солдат он ведет революционную работу, за что его приговаривают к смертной казни, но под давлением солдат казнь заменяют 20-ю годами каторги.
Из тюрьмы он был освобожден своим же полком, самовольно снявшимся с фронта в дни Октябрьского переворота.
После освобождения И. Котров возвращается в Дагестан, где его назначают военкомом Порт-Петровска.
В тревожные дни 1918 года, когда банды Бичерахова наступали на город, Котров — председатель чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. 2 сентября 1918 года белобандиты Бичерахова окружили дом, в котором жил Иван Котров. В последнюю минуту, чтобы не попасть в руки врага, он застрелился. На доме № 114 по улице, носящей его имя, уже много лет как установлена мемориальная доска.
Имя 25-летнего Ивана Котрова навсегда вошло в историю борьбы трудящихся Дагестана за свою свободу и независимость. Вот почему улицу Персидскую переименовали в его честь.
Продолжая рассказ об этой улице, хотел бы заметить, что она почти не изменилась со дня основания. Таким ее видел и ходил по ней, наверное, и сам Котров. О чем он думал тогда, о чем мечтал? Может быть, думал после победы над контрреволюцией вернуться в родное село Ижевское Спасского уезда Рязанской губернии, а может, мечтал навсегда связать свою жизнь с Дагестаном, за светлое будущее которого боролся.
На Персидской улице в ноябре — декабре можно было видеть процессии «шахсей-вахсей», когда полуобнаженные окровавленные мужчины с ритмично повторяющимися воплями и криками били себя цепями и кинжалами. Это истязали себя мусульмане-шииты.
… Улица Котрова. На ней еще сохранились одноэтажные жилые дома с длинными двориками, обсаженные деревьями тротуары. Правда, рядом с саманными, словно богатые родственники, за высокими заборами и наглухо закрытыми коваными воротами появились хоромы. В них живут новые дагестанцы.
И еще похорошел, помолодел 2-этажный особняк, где когда-то располагался Республиканский радиокомитет. Отсюда на весь Дагестан звучали песни Рагимат Гаджиевой, Бурлият Ибрагимовой, Татама Мурадова, Барият Мурадовой, Исбат Баталбековой, Манаши Дибировой и многих других. Здесь много лет работал замечательный поэт и писатель, мой друг Абдул Раджабов.
Сейчас в этом здании находится ассоциация «Дагконсерв», которая и произвела реконструкцию дома.
На эту улицу полукружием выходит амфитеатр стадиона «Динамо», где сейчас располагается и Анжи-клуб.
Каждый раз проходя мимо стадиона «Динамо», я вспоминаю события далеких 30-х годов прошлого столетия. Тогда на территории стадиона в одноэтажном каменном здании, где располагались администрация и раздевалки для спортсменов, находился и детский сад сотрудников НКВД.
Не знаю, почему туда определили и меня, хотя мой отец никакого отношения к органам внутренних дел не имел. Возможно, потому что мы жили в ту пору в доме НКВД на Пушкинской улице.
Нам, детям, повезло. Когда проходили спортивные мероприятия, и особенно футбол, мы вместе со своей воспитательницей с азартом болели за любимую команду «Динамо». Стадион того периода был огорожен зеленым деревянным забором.
Уже став постарше, я не раз любовался игрой наших известных спортсменов. Для этого мы, пацаны, перелезали на территорию стадиона через забор. Тогда среди нас бытовала поговорка: «Стадион «Динамо» — через забор и тама».
До войны болельщиков «Динамо» было не меньше, чем сегодня болеющих за «Анжи». Еще бы! Ведь тогда на экраны вышел кинофильм «Вратарь» со знаменитым голкипером Антоном Кондидовым.
Вот такая она, улица имени Котрова — и старая, и уже помолодевшая.