ЧЕРНАЯ РОЗА В БЕЛЫХ САДАХ

В Махачкале завершился Международный фестиваль русских драматических театров. В нем принимали участие театры Юга России и республик Кавказа. Фестиваль этот не только большое явление театрального искусства, но и событие политического значения в плане интернационального сотрудничества вообще и содружества в сфере театрального искусства в частности.

Особо следует отметить, что Международный фестиваль русских драматических театров проходит в Год русского языка, объявленный в России.
Столицей фестиваля не случайно избран город Махачкала: Дагестан является самой южной и плюс к тому самой многонациональной республикой России.
В фестивале принимала участие и Республика Азербайджан. В соседней республике не закрыта ни одна русская школа, выходят газеты на русском языке – «Бакинский рабочий», «Вышка», «Зеркало» и другие, функционирует Русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Уже седьмой год на двух языках – азербайджанском и русском – радует театралов авторский театр «ИБРУС» («Ибрагимбеков Рустам»). Он и приехал на фестиваль со спектаклем «Последний поединок Ивана Бунина».
Это мелодрама в двух действиях по произведениям Банин. Инсценировка Рустама Ибрагимбекова. Режиссер – постановщик – лауреат Государственных премий России и Азербайджана Рустам Ибрагимбеков. Художник — режиссер – народный артист Азербайджана Рафик Алиев. В ролях: Бунин – народный артист Азербайджана Фуад Поладов, Банин – заслуженная артистка Азербайджана Мехрибан Зеки, Гюльнар – артистка Мелек Абас-заде.
В спектакле звучали песни в исполнении француженки Эдит Пиаф, а также азербайджанская народная песня «Фаэтонщик» в исполнении Мехрибан Зеки.
Банин – азербайджанская писательница, эмигрировавшая во Францию в 1924 году. Ею написаны прозаические книги «Кавказские дни», «Парижские дни». На их основе и написана пьеса Р.Ибрагимбековым. Спектакль повествует о встрече Банин с лауреатом Нобелевской премии мира русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным, тоже находившимся в эмиграции в Париже; об их чистых взаимоотношениях и чувствах, о платонической любви. Эти отношения сохранились до конца жизни Бунина.
События происходят в квартире Банин в Париже. Художник-постановщик описал квартиру писательницы в строгих тонах, в некоторой степени даже аскетически: нет экзотических атрибутов, подчеркнутой роскоши. Имеются только те вещи, которые просто обязательны: два жестких стула с орнаментальными спинками; старинный узорчатый сервант (где хранится обычная посуда); скромная тумбочка, на которой обычный потефон; простая вешалка, где висит самая рядовая одежда; непривлекательный маленький половик. Художник точно отразил сложный период жизни творческой интеллигенции в эмиграции.
Приемом художественного параллелизма сценограф Г.Ибрагимбеков усиливает осмысление быта эмигрантов. С неустроенным бытом постоянно соотносятся величие и красота знаменитой Эйфелевой башни Парижа. Тем самым подчеркивается красота и богатство Парижа, но он богат не для всех и, в частности, не для эмигрантов. И от Банин, и от Бунина мы неоднократно слышим, что они и любят Париж, и ненавидят, потому что скучают по Родине.
Грамотной светорежиссурой обеспечили спектакль Рафаэль Халилов, Ровшан Велиев и Орхан Рамазанов. Пучки, струи и лучики света направлены на максимально достоверное отражение внутренних миров героев, среды их обитания. Светорежиссура спектакля сложная, но постановщики хорошо осмыслили новую сцену.
Заслуживает похвалы и работа заведующего постановочной частью Гасана Мамедова. Помощник режиссера Виктория Лерман требовательна к организационным принципам спектакля. Режиссер Рафик Алиев вкупе с режиссером-постановщиком Рустамом Ибрагимбековым внес достойный вклад в ансамблевость спектакля. Одежда героев (художник по костюмам Ульвия Ахундова) во многом отражает моду эпохи.
Черная роза в белых садах Парижа – это молодая азербайджанская писательница Банин, живущая в эмиграции в Париже. Русский писатель Бунин так и называет ее: «Черная роза в белых садах Аллаха». Несмотря на большую разницу в возрасте, Бунин и Банин любят друг друга.
Банин — Мехрибан Зеки – талантливая, смелая, всегда владеющая собой женщина. Она ощущает себя женщиной планеты, хотя любит себя только в качестве азербайджанки. Она, мусульманка по вере, влюблена в христианина и признает этот факт совершенно спокойно. Следовательно, спектакль ставит проблему человеческой любви как таковой, не замыкаясь в границах конкретной религии.
Бунин Фуада Поладова – человек, больше одержимый чувствами, чем логикой. Он неудержимо страстен с женщинами (в этом его упрекает Банин). Он искренне любит Банин и хочет побывать у нее на Родине.
Иван Алексеевич хочет, чтобы Банин говорила с ним на русском языке. «Заговори на русском языке, если хочется со мной попасть в рай», – говорит он. На этой ноте они и расстаются и не встретятся больше никогда – Бунин умирает в 1953 году.
Об этом сообщает Банин. Также сообщает о том, что она пережила его на 39 лет.
Финал спектакля глубоко символичен – образы главных героев экранизируются. На синем фоне экрана, помещенном в глубине сцены, стоят рядом Бунин и Банин. Это философский памятник человеческой духовности.
Но в спектакле, по моему мнению, имелись и некоторые упущения, о которых тоже нельзя не сказать. Особенно они заметны в выстраивании психологизма героев: порой актеры не очень глубоко переживали важнейшие события собственной личной жизни. Не очень подкупает душевной искренностью мизансцена начала спектакля, когда Бунин и Банин выражают взаимные симпатии: здесь, на мой взгляд, больше навязчивости, чем душевной привязанности. В их диалогах в этой мизансцене логическое преобладает над чувственным.
Нет глубоко чувственного драматизма в расставании Бунина и Банин: произвольные слова и механистичность движений сделали этот эпизод слишком упрощенным.
По-моему, спектакль больше выигрывает в режиссуре – в художественной световой и звуковой, чем в образах.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане продолжают расширять реестр особо охраняемых территорий

В республике Дагестан продолжается процесс государственной регистрации особо охраняемых природных территорий. На текущий момент 53 из 56 таких зон...

Следственный Комитет возбудил дело после гибели туристки на окраине села Ирганай

Жителя республики Дагестан подозревают в оказании небезопасных услуг. По версии следствия, он сдавал в аренду гостевые дома, расположенные на...

Из-за технических работ в части Махачкалы ожидается ограничение подачи воды

Из-за проведения технических работ в части Махачкалы завтра, 13 мая,  с 6 утра до 20 часов вечера ожидается ограничение...

СК по Дагестану проводит проверку по факту смерти ребенка в Махачкале

Следственный комитет России по Дагестану проводит проверку по факту смерти полуторагодовалого ребенка в Махачкале. Малыш сегодня выпал из окна пятого...
spot_imgspot_img

Дагестан признан победителем всероссийского конкурса «От южных морей до полярного края»

Республика Дагестан признана лидером народного голосования в конкурсе «От южных морей до полярного края», организованном Росмолодежью. Голосование, охватившее свыше...

Пять человек погибли на дорогах Дагестана за прошлую неделю

В результате дорожно-транспортных происшествий в Дагестане за прошлую неделю погибли пять человек, сообщает ГИБДД республики. Всего в период с 5...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам