ЕЩЕ РАЗ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ

Продолжение.
Начало в №38

А как же сложилась судьба Абу Муслима Хорасанского? Так же трагически, как и у Мервана. Пришедшие к власти на волне народных восстаний аббасиды уже не считали нужным заигрывать с народными массами и не исполнили своих демагогических обещаний – улучшить жизнь простых людей. Социальное положение крестьянских масс, ремесленников, рабов не улучшилось. Аббасиды приняли откровенно аристократический курс управления, халифы и их окружение стали жить в невиданной роскоши, подражая древним шахиншахам Ирана, на что стали тратиться огромные средства из казны Халифата; стали избавляться от бывших соратников, у которых все это вызывало удивление, популярности которых аббасиды боялись, поэтому старались держать их подальше от новой столицы империи – Багдада. Поэтому Абу Муслим оказался на тех же дальних – восточных рубежах Халифата, откуда он начал свой путь. Демократические симпатии (выражаясь современными понятиями) Абу Муслима были хорошо известны халифам – аббасидам, и от него было решено избавиться во что бы то ни стало. Нужен был только повод. И таковой в скором времени представился. В 755 г. Абу Муслим отправился в хадж в Мекку и проезжал через Ирак. Ему нужно было по традиционному этикету посетить аббасидского халифа в Багдаде. С Абу Муслимом были около 3 тысяч его последователей (в основном, хорасанцев и арабов-яманитов, переселенных в свое время из Южной Аравии в Среднюю Азию). Указанный выше Сафах правил Халифатом с 749 по 754 гг., а его брат Абу Джафар ал-Мансур с 754 по 775 гг. Так вот, когда Абу Муслим прибыл в Багдад, он остановился лагерем недалеко от резиденции халифа Мансура, который вышел навстречу и очень радушно встретил Абу Муслима, видимо, для того, чтобы усилить его бдительность. На следующий день Абу Муслим вывел своих телохранителей за городские стены и с несколькими близкими людьми прибыл попрощаться с халифом. Вот тут халиф Мансур подал условный знак, и Абу Муслим был зарублен. Так закончился жизненный путь этого великого человека-инкогнито. Его убийство вызвало возмущение народных масс, особенно в Иране, где почитали его как воплощение Бога и где возникло религиозное течение шиитов-хуррамитов. Предводители восстаний в Иране и Средней Азии в последующем выдавали себя за последователей Абу Муслима и продолжателей его дела. Согласно учению хуррамитов, откровение никогда не прекращается, все пророческие книги и религиозные системы, несмотря на их различия, внушены посланникам одним Духом. Завершая повествование об Абу Муслиме Хорасанском, отметим, что победа аббасидов в Халифате означала (в аспекте государственности и религиозного фактора в исламском мире) дальнейшее укрепление феодальных взаимоотношений и крупной земельной собственности в Халифате. Возмущения крестьян вылились в целую серию восстаний, проходивших под различными знаменами разных религиозных сект. Под знаком восстаний против аббасидов протекала, к примеру, вся история Ирана второй половины VIII века и весь IX век. Примерно то же самое происходило и в других регионах мира, входивших тогда в обширный Халифат.
Первым, кого наделили жители Страны гор (тогда термина-понятия Дагестан не было) почетным прозвищем Абу Муслим (Абумуслим), был арабский полководец Маслама из династии Омейядов. Он благоустроил и укрепил Дербент как основную военную базу на Кавказе. Он централизовал структуру военно-административной власти в нынешнем Дагестане. Он заложил город Кумух (будущий Кази-кумух) в Нагорном Дагестане, определил его как резиденцию валия-правителя края и назначил на эту должность одного из своих военачальников (сепахсалар) – Шахбала, от которого впоследствии пошла династия шамхалов Казикумухских. Возникает вопрос, почему он это сделал, ведь до этого в Стране гор пришлые завоеватели не меняли местных “царей гор”? (Хотя бывали и прецеденты: так шахиншах Ануширван в свое время (531 – 579 гг.) построил в том крае “город Кумук и назначил там правителя из своего рода. Вплоть до Ихрана, где находился трон Гелбаха, образовали семь областей… Племени туман он отдал во владение земли от Ихрана до Хамри и назначил туда правителя, которого называли туман-шах”. Кроме того, по данным другого источника, тот же Ануширван построил и другую “неприступную крепость Алал-и-Гумик, которую Ануширван вручил царю Серира”. Как видим, назначения иногда все же бывали, но в исключительных случаях, причем извне). Для чего? Не для того ли, чтобы избежать среди “царей гор” борьбы за верховную власть и междоусобицы? Поэтому Абумуслим-Маслама и назначил валием Страны гор Шахбала-Хашимита, род которого был освящен именем пророка Мухаммеда и исламом. Но Шахбалу не суждено было управлять Страной гор из нового Кумуха (старый Кумух находился тогда в Южной Лакии на Цыйшинско-Вихлинском плато, к этому аспекту истории еще вернемся, когда пойдет речь о так называемом Хосрехском святилище, обнаруженном выше по течению реки в этом регионе на том же правобережье реки Кулинки). Спустя всего пять лет в 738 году в Нагорный Дагестан вторгается полководец Мерван, назначенный вместо Масламы. Шахбал бежал из нового Кумуха на юг и вынужден был скрываться от Мервана, пока тот находился в горах. А туман-шах, которого Маслама вызволил из плена и вместе с Шахбалом привез в Лакию в 733 г., был снова взят заложником в Халифат. Титул туман-шах был ливидирован Мерваном. Северная Лакия с новым Кумухом была передана в состав Серира и становится со временем одной из резиденций Сахиб ас Серира.
Из сведений разных источников (причем противоречивых) на сегодняшний день трудно представить картину событий, происходивших в Нагорном Дагестане в VIII веке и в последующих веках в пространтстве между двумя самыми крупными и сильными “царствами гор” Сериром и Лакзом (Южным Дагестаном). В этой связи как после 738 г. сложилась судьба Шахбала и его потомков? Известно, что спустя 250 лет потомки Шахбала снова появились на политической арене как шамхалы Страны гор, но где же они были все это время? Ответ таков: разыскал их и выдвинул на политическую арену Страны гор ширваншах Фарибурз I ибн-Саллар ибн-Язид (1063 – 1096 гг. правления). С именем этого выдающегося государственного и политического деятеля связана вся дальнейшая история Дагестана. Правление его по времени совпало с периодом тяжелых испытаний для Кавказа и всего исламского мира. Сельджуки, создавшие огромную империю на территории Средней Азии, Ирана и Ирака, захватили в 1055 г. столицу Халифата Багдад. Глава сельджуков Тогрул-бек стал султаном – главой политической власти во всем Халифате. Наряду с продолжающимися наступлениями на фронтах в Малой и Передней Азии, продолжалось продвижение на Кавказ, были захвачены все Закавказье, юго-восточная часть Дагестана (только один Дербент захватывался три раза: в 1067 г., в 1071 г., в 1075 г.).
Будучи в непростых взаимоотношениях с сельджуками и правителями сопредельных кавказских княжеств, Фари-
бурз I много раз попадал в затруднительные обстоятельства, попадал в плен и подвергался арестам сельджуками, но природный дар государственного деятеля и дипломата спасал ему жизнь, более того – в сложнейшей ситуации ему удалось сохранить государство Ширван и свою династию. Это имело очень важное значение для тогдашнего Дагестана, где продолжала нарастать раздраженность: Серир и Лакз перестали быть едиными политическими образованиями, десятки мелких феодальных образований и свободных общинных союзов продолжали выяснять взаимоотношения за пастбищные горы, пахотные земли и прочее, причем в весьма запутанной религиозной ситуации, где были задействованы вполне сформировавшиеся к тому времени мировые конфессии – иудаизм, христианство, ислам. Кроме того, значительная часть местного населения (сотни тысяч людей) продолжала оставаться язычниками и поклонялась старым богам. Продолжались набеги и походы ради грабежей и наживы.

Продолжение следует.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам