Уже не первый год широкая заасфальтированная улица Батырая перед экономическим факультетом ДГУ остается огромным захламленным рынком. В настоящее время не только проехать, но и пройти пешком по этой улице порой бывает затруднительно. Однако достаточно скоро эта улица будет освобождена от «палаточного городка», раскинувшегося на одной из центральных городских артерий.
Как мне стало известно на одном из рабочих совещаний у Главы города Махачкалы, Председателя Совета муниципальных образований РД Саида Амирова, до 1 октября все торговцы будут переведены внутрь нового крытого рынка, который представляет из себя большую двухэтажную конструкцию из стальных балок и бетонных перекрытий. Кроме того, к востоку от рынка на пересечении улиц Батырая и Дзержинского возведена уникальная автостоянка, на которой люди, приезжающие за покупками, смогут оставлять свои автомобили.
Ну что ж, что такое автостоянка, я знаю, но в чем же особенность этой? Надо выяснить. Уточняю имя начальника строительства и где его можно найти. Долго
хожу по территории рынка и не могу понять, где же эта автостоянка. В итоге узнаю, что огромное здание серебристого цвета, похожее на некое правительственное учреждение или офис, строится к востоку от рынка.Это и есть то, что мне нужно.
Затем нахожу директора строящегося объекта Сайпулу Рамазанова.
— Сайпула Рагимович, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось.
— Рынок № 2 начали реконструировать в первую очередь для того, чтобы освободить, разгрузить улицу Батырая, но при строительстве возник вопрос: торговцев на этой улице не будет, но что делать с машинами приезжающих за покупками горожан? Они ведь тоже перекроют улицу и затруднят движение по ней. И тогда Глава города Махачкалы С.Д.Амиров принял решение начать строительство многоэтажной автостоянки, позволяющей разместить на небольшой территории большое количество автомобилей. Для этого были приглашены турецкие проектировщики, которые уже в нескольких государствах по международным стандартам выстроили подобные сооружения. А само строительство началось в 2004 году.
— А какая организация занимается строительством?
— ООО «СПМ стройснаб».
— Что же представляет собой автостоянка?
— Это восьмиэтажное здание: шесть этажей — сам гараж, а два верхних — офисные помещения. Особенность конструкции в том, что этажи состоят из двух частей, расположенных на разной высоте. Эти части сообщаются между собой пандусами. Впрочем, объяснить трудно, давайте лучше пройдем, и вы сами все увидите.
Выходим из кабинета и идем по первому этажу. По обе стороны от нас перегородки, между которыми по три парковочных места. По потолку протянуты провода и закреплены элементы вентиляционной системы.
— В настоящее время система вентиляции почти готова. Осталось подвести воздуховоды к местам парковки непосредственно к выхлопным трубам автомобилей, которые будут заезжать в парковочное место задним ходом и упираться задними колесами вон в ту трубу, — мой собеседник указал на трубу, приваренную к полу в метре от окна, призванную не допустить случайного удара машины.
— Помимо этой постоянно работающей вентиляции, есть и система дымоудаления: специальные датчики улавливают наличие дыма и автоматически запускают вытяжку. Дым быстро исчезает в вентиляционных шахтах.
Доходим до пандуса, ведущего на второй ярус первого этажа. Это своего рода мост, соединяющий две платформы одного этажа, перепад высоты между которыми 1,5 метра. Это один из пандусов, по которым машины будут подниматься. Еще есть пандусы для спуска, расположенные по середине этажей.
— В отличие от вентиляции уже полностью закончена система пожаротушения. На каждый этаж проведена вода и смонтированы пожарные гидранты. Для того чтобы они при необходимости в любом случае работали, к зданию подведены две независимые водопроводные линии, и построен резервуар на двадцать кубометров воды для гидронасосов, электричество также подведено от двух трансформаторов.
— Но что если отключится абсолютно все — и водопроводные, и электрические линии?
— Пожар и в этом случае будет потушен, так как на каждом этаже установлены пожарные щиты с песком и огнетушителями.
Рядом с красной пожарной трубой я увидел еще одну — белую пластиковую, и спросил о ней.
— По этим пластиковым трубам на каждый этаж подается вода для поддержания чистоты. Есть тут соответственно и водосток.
Сайпула Рамазанов указал на канализационные сифоны под окнами. Мы тем временем уже были на втором этаже, в северо-западном крыле которого на месте окна был большой проем. Подходим к нему, я вижу на улице перед окнами две бетонные колонны. Точно такие же и на другой стороне улицы Дзержинского.
— На этих столбах к 7 октября будет смонтирован пешеходный переход через улицу прямо на второй ярус. А пока людям придется переходить улицу, подниматься и спускаться же они будут по лестнице и на лифте.
Идем дальше.
— Откуда нужно будет въезжать в это здание?
— Въезд будет со стороны улицы Батырая. Машина будет останавливаться перед шлагбаумом, с помощью системы видеонаблюдения оператор найдет свободное место, выведет номер этажа и номер места на электронном табло, установленном над въездом. Водитель найдет и нужный этаж, и нужное место по соответствующим указателям.
— И сколько же машин вмещает гараж?
— Триста пятьдесят.
— А каковы будут расценки?
— Этот вопрос пока обсуждается, но предположительно час стоянки будет стоить около пятидесяти рублей.
— Какие работы на этом объекте еще незавершены?
— Остались по сути дела лишь внешние отделочные работы. Сейчас мы занимаемся благоустройством территории со стороны улицы Батырая, откуда будет въезд.
— Сколько в среднем получают рабочие?
— От 8 до 10 тысяч рублей.
— Были ли у вас какие-либо трудности с самого начала работ?
— Чисто технические. По проекту возникало много вопросов. А больше никаких: ни финансовых, ни организационных трудностей не было потому, что руководство города нас поддерживает.