Накануне праздника 8 Марта, когда газета решила написать о судьбах некоторых дагестанских женщин, каждый корреспондент начал искать интересных собеседниц для своего материла, вспоминая известные имена. Да, таких женщин у нас немало. Но я почему- то вспомнила женщину, о которой сегодня любят говорить: «Это простая труженица».
С Мадиной я познакомилась на рынке, как говорят, в ходе диалога между покупателем и продавцом. Она торговала именно теми товарами, которые мне необходимо было приобрести. Как покупатель, я стала с ней торговаться, но об уступке не было и речи. Я решила не настаивать. Было очень холодно, хотелось побыстрей домой, в теплую квартиру. Вернулась домой, но женщина эта почему-то мне запомнилась.
Что зовут ее Мадиной, я узнала в следующий раз, когда вновь пришла на рынок. Погода была в тот день хорошей, и у нас завязался разговор.
-Я не могу снижать цену, -говорила она. — Товар ведь не мой. Я всего лишь продавщица, которая работает на сдельную зарплату. Хозяева контейнера занимаются перевозкой товара, а я принимаю его и продаю. Цену назначают хозяева, поэтому у меня нет прав снижать их и идти на уступки покупателям. В тот день покупателей было немного, наш разговор завязался, и мне пришлось сесть рядом с ней на удобную и мягкую скамеечку.
Мадина выросла в интеллигентной семье. Ее родители всю жизнь работали преподавателями. Училась она хорошо и тоже мечтала стать учителем.
-В наше время, когда я заканчивала школу, было престижно работать учителем. Их уважали, с них брали пример. А говорить о нынешних школьниках и о том, что сейчас творится в школах, мне даже не хочется. Окончив школу, поступила в Дагестанский государственный педагогический институт. Стала филологом. После института сразу нашла работу (в 80-е годы ее легко было найти). И на зарплату можно было жить и даже немного подкапливать.
Вышла замуж, родила четверых детей. На жизнь не жаловалась, хотя и бывало очень трудно. Раньше декретный отпуск был очень короткий, поэтому приходилось туговато. Вместе с мужем дала детям достойное воспитание, образование. Они у меня очень умные и с учебой школе и в вузах у нас с ними не было проблем.
Когда пришло время женить старшего сына, была пора перестроечного периода. Чтобы не упасть лицом в грязь перед родственниками и соседями, нам с мужем пришлось оставить свою работу (на зарплату уже невозможно было жить, тем более женить сына) и найти более доходное дело. А у нас в то время с мужем за плечами было 20 лет педагогического стажа. Было нелегко оставить и забыть свое призвание и искать что-то более выгодное. Не мне, наверное, вам рассказывать, в то время все люди стали заниматься спекуляцией. Но на закупку товара тоже нужны были деньги. Их у нас не было, поэтому мне пришлось наняться в продавщицы к тем людям, у которых они были, и заниматься продажей этого товара. Муж стал работать строителем. Не хочу жаловаться, но многие женщины в Дагестане тогда занялись подобным ремеслом и продолжают заниматься им по сей день. Ведь лучше жить не стало.
Так мы и поженили своего сына на деньги, что собрали с мужем за два года. Как говорится, не упали лицом в грязь перед родственниками. Невеста сына была из состоятельной семьи, и нам приходилось делать дорогие подарки. Пришлось дать большой калым. Cвадьбу сыграли в дорогом банкетном зале. Выбирал невесту сын. Чего не сделаешь ради детей. И не только старшего сына мы поженили, но и дочек успели выдать замуж.
Детям тоже пришлось нелегко. Младшие мои дети почти целыми днями находились одни дома. Дочки ходили в школу, готовили, стирали, забирали из детского сада младшего сына, потому что у меня самой на все это не хватало ни времени, ни сил. А теперь младший сын приходит ко мне после уроков, он учится в десятом классе. Помогает мне торговать и закрывет контейнер.
Муж долго работал на стройке. Ездил в разные районы и города на строительство крупнопанельных домов. Однажды на стройке ему на ноги упала бетонная плита. В итоге ему ампутировали обе ноги, и он стал инвалидом первой группы. У меня одна мечта,- завершая свой разговор, говорит Мадина, — хочу устроить в престижный вуз младшего сына. Надеюсь, что у меня это получится. И я уверена, что в дальнейшем у нашей семьи все будет хорошо.
После беседы с этой поистине уникальной женщиной, скажу откровенно, мне стало грустно. А сколько таких у нас по стране ? Жалко. И даже очень. Получается, что выстоять ей помогают ее дети? Да это тоже верно. Надо отдать должное женщине, она в наше кошмарное время не пала духом и с честью выполняет свой материнский и просто человеческий долг.
Таким хочется сказать громко: «Огромное спасибо» и низко поклониться.