МАКС – 2007

8-й международный авиакосмический салон МАКС стремительно ворвался в мировую авиационную индустрию. Всего 15 лет понадобилось организаторам для того, чтобы довести до уровня мировых стандартов некогда скромный аэродром в Жуковском. Сегодня одноименный авиасалон стоит в одном ряду со знаменитыми Ле-Бурже, Фарнборо, Сингапуром, Дубаи.
39 стран мира стали участниками этого грандиозного праздника авиации. 787 фирм из России и зарубежья представили свои экспозиции. На статической площадке выставлены самые передовые модели самолётов всех мировых производителей, в закрытых павильонах офисы авиакомпаний и предприятий летной инфраструктуры. Среди этого авиационного пиршества и наши дагестанские экспоненты: Дагестанский концерн КЭМЗ – «Кизлярский электромеханический завод», дербентское предприятие «Волна» и махачкалинский «Азимут».

Магомед Толбоев, почетный президент МАКС-2007, Герой России, один из тех, кто стоял у истоков Московского авиакосмического салона, несмотря на гигантский прогресс своего детища, не склонен переоценивать его сущность.

М.Т.: Если сравнивать путь, пройденный нами и, например, Ле-Бурже или Фарнборо, то нужно отметить, что Ле-Бурже уже 100 лет, а Фарнборо – 57. Мы же на этом рынке всего 15 лет. Но даже если вы пойдете на статику – так мы называем место, где стоят самолеты – то увидете, что её длина составляет 8 километров. В этом году мы сдали еще 6 тысяч квадратных километров выставочных площадей, постоянно улучшаем сервис, ведь сюда приходят тысячи людей, и скоро мы просто не сможем «переварить» такое количество.

М.А.: Прошлые авиасалоны были во многом организованы под Ваше честное слово и проходили или, как говорится, пролетали на одном крыле. Сейчас, насколько я знаю, Рос-оборонэкспорт подключился. Насколько участие государства ощущается сейчас?

М.Т.: Надо признать, что государство здесь не участвовало ни разу. Все деньги тут привлечены и заработаны нами. Патронаж Рособоронэкс-порта для нас большой подарок. Раньше мы были сами по себе, а сейчас имеем возможности устойчивого финансирования.

Статическая площадка авиасалона вместила более 260 летательных аппаратов. 30 из них представили зарубежные производители. Это и французские «Миражи», и европейские пассажирские «СААБы», и «Декстеры», однако наибольший интерес представляла собой авиация США. Американцы представили маневренные штурмовики F-15 и более мощный 2-местный F-16, гигантский грузовой С-17 глоубмастер и легендарный бомбардировщик Б-52.

Американскую миссию на «МАКСе» возглавлял военный атташе Посольства США в России генерал Дэн Игл. Мы встретились с ним в Президентском шале Магомеда Толбоева, куда он заглянул поприветствовать старого друга. Интересно, что первая их встреча состоялась в начале 80-х в небе Анголы, где они работали «по разные стороны баррикад». Однако у летчиков свой кодекс чести. Встретились, обнялись, выпили за мир и дружбу кизлярский коньяк. Генерал прекрасно говорит по-русски, но для официального общения предпочел английский через переводчика.
Дэн Игл, военный атташе Посольства США в России: Я считаю МАКС лучшим авиашоу в мире. Я был на многих авиасалонах мира и смею утверждать это благодаря фантастическому пилотажу ваших самолетов марки «МиГ», «СУХОЙ» и других.

М.А.: В последнее время чувствуется определенное сближение между нашими странами в военных вопросах. Не приглянулись ли тут вам какие-либо проекты кооперации между Россией и США?

Д.И.: Это хороший вопрос. Несмотря на все разногласия в политических вопросах, связи в военных отраслях должны крепнуть. У нас сейчас 87 подобных точек соприкосновения – от визитов в порты до участия в совместных учениях. Эту практику надо продолжать, и, я надеюсь, в будущем мы сможем привезти сюда более современные образцы нашего вооружения. Хочу отметить вклад моих друзей Магомеда Толбоева и Анатолия Кочура в развитие мировой авиации и надеюсь, что эта дружба поспособствует в реализации наших больших планов.
Тем временем, будто в подтверждение слов американского генерала, в небо поднялась российская пилотажная группа «Русские витязи». Мой русский язык недостаточно богат, чтобы достойно описать то, что творили в небе наши асы. С филигранной точностью они кромсали небо на сложнейшие геометрические фигуры. «Бочки», «мертвые петли», «мухи», «колокола», опаснейшие сближения и трюки на многотонных боевых машинах – все вместе и по отдельности они заставляли трепетать многотысячную армию зрителей, которые восторженно аплодировали этому воздушному спектаклю так же благодарно и восторженно, как на сцене Большого театра, а не на лётном поле Жуковского.
В один из дней авиашоу Геннадий Зюганов заглянул в Президентское шале где-то около 8 утра. Его появлению тут никто не удивился. Лидер коммунистов здесь частый гость. Зашел, поздоровался со всеми за руку, вручил каждому календарик со своим портретом и личным автографом. С Магомедом Толбоевым на «ты». От коньяка отказался, предпочтя ему чай с бутербродами.
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ: Я был на всех авиасалонах, встречался со всеми конструкторами, тут мой друг работает – Магомед Толбоев – мы с ним много лет дружим. Классный летчик-испытатель, очень мужественный и геройский человек. Я специально пришел сюда сегодня, чтобы пройтись, посмотреть, встретиться с директорами и главными конструкторами, с теми, кому я помогал.
В СССР на 15 авиационных заводах выпускали 1500 летательных аппаратов. Я считаю, что это было гениальное достижение. Сегодня для себя почти ничего не делаем. Списываем 10 самолетов, покупаем один. Поэтому надо в экстренном порядке менять курс, менять экономическую политику, вкладывать в эту отрасль. Страна в 11 часовых поясов не может ездить на лошади или ослике. Она должна быть обязательно авиакосмической державой.
Один из флагманов российского авиапрома находится в Улан-Удэ. Гордость экспозиции авиаторов из столицы Бурятии – суперсовременный штурмовик Су-25УБМ. Эту уникальную во всех отношениях машину испытывал наш земляк, Герой России Тайгиб Толбоев, который, как заправский гид, со знанием дела давал характеристики как летным, так и боевым её качествам.
Сразу несколько государств проявили интерес к этой модели. Делегация Луанды осматривала самолет так, будто хотела увезти домой именно этот экземпляр. Высокопоставленные чиновники по очереди залезали в кабину пилота, а некоторые даже надевали шлем.
Вашему покорному слуге довелось опробовать штурманское место. Кабина представляет собой средоточие самых разнообразных датчиков и приборов. Экран монитора неопознанного качества позволяет в 3-d формате производить захват цели. Основные средства вооружений находятся на рукоятке штурвала, который выглядит как игровой джойстик. Каждому пальцу соответствует определенный тип вооружения, установленного на самолете, а кресло оборудовано современной системой экстренной эвакуации, что позволяет безбоязненно катапультироваться даже с земли.
Интересно, что наземный контроль за работой этого и других подобных самолетов осуществляют приборы Дагестанского концерна КЭМЗ. Группа специалистов из Кизляра протестировала своим прибором основные системы этого самолета. Главный конструктор остался очень доволен качеством работы.
Владимир Бабак, главный конструктор авиапредприятия «Штурмовики Сухого»: Прежде всего, хочу поздравить коллектив Кизлярского электромеханического завода с 45-летием. Это такая красивая дата – период становления, развития и занятия достойного места завода в сфере обслуживания самолетов. Эти молодые и талантливые ребята решают любые задачи в сфере обслуживания наших самолетов Су-24, Су-25 и Су-27. От всей души желаю вам успехов, продвижения вперед, и чтобы мы все вместе встретили 100-летие КЭМЗА.
Улан-удинский авиационный завод – единственное в мире предприятие, где выпускают не только самолеты, но и вертолеты. В «модельном» ряду несколько модификаций «Ми-171»: инкассаторский и для таможни, скорая помощь, оборудованная кардиостимуляторами и прочими реанимационными системами и МЧС. Изюминка экспозиции – борт VIP, который поражает роскошью интерьера, повышенной звукоизоляцией и прочими удобствами. И эти агрегаты испытывал наш земляк Тайгиб Толбоев, который со знанием дела отметил, что все эти аппараты просто незаменимы в небе Дагестана.
Тайгиб Толбоев, летчик-испытатель, Герой России: Очень хотелось бы, чтобы у нашего Президента был вот такой вертолет VIP-класса. Ему же некогда ездить на машине по горам, а тут сел на вертолет, прилетел, поставил задачу, проконтролировал её исполнение! Я в Улан-Удэ часто слышу о нападениях на инкассаторов в Дагестане. Грабят народные деньги – на узких горных дорогах это удобно. А тут специальный вертолет выполнит эту работу без проблем. Опять же скорая помощь. В Дагестане нет ни одного борта, выполняющего эти функции. А как бы кстати пришлось для нашей медицины приобретение столь современной машины!

М.А: А самолеты «не обижаются» на вас за то, что вы «изменяете» им, испытывая и вертолеты?

Т.Т.: Нет (смеется), мы летчики. Нам разницы нет, на чем летать. Лишь бы техника нормально работала, и удача была с нами.
На летном поле не прекращалась показательная летная программа. Летательные аппараты сменяли друг друга. Причем места в небе хватило всем, даже мотодельтапланам. Американские мастера пилотажа на F-15 и F-16 сменили наших авиаспортсменов, которые под музыку «танцевали» сложнейшую программу, и это походило на танец бабочек. Затем в небо поднялись российские вертолеты «Черная акула» и «Аллигатор», которые, помимо уникальных боевых характеристик, получились на редкость эстетичными.
Существенную лепту в развитие российского авиапрома, как выяснилось, вносят и дагестанские предприятия. Махачкалинское предприятие «Азимут» выставилось отдельным и очень стильным павильоном. Фирма рекламировала на «МАКСе» автоматизированные приемно-передающие системы для аэропортов гражданской авиации. Стенд нашего КЭМЗа представлял собой оживленный участок единого павильона ОАК (Объединенная авиакосмическая корпорация), куда он с недавних пор входит. Кизлярцы представили широкий спектр изделий наземного контроля за летательными аппаратами и не только это.
Ибрагим Ахматов, генеральный директор концерна КЭМЗ: Основная тематика нашей работы – контроль и диагностика авиасистем, поэтому мы привезли сюда самые последние наши разработки. Технология контроля авиадвигателей «Дозор-М» на сегодняшний день самая передовая и конкурентная не только в России, но и в мире. Есть еще система «СУ», которая контролирует состояние вооружения на летательных аппаратах. Эти два вопроса являются основными на этой выставке, хотя есть еще несколько важных разработок нашего завода, за продвижение которых в ходе этого авиасалона мы намерены побороться.
Авиация России постепенно набирает былые обороты. Авиасалону «МАКС» удалось не только собрать в единый кулак всю мощь мирового авиапрома, но и сохранить и сберечь нашу историю. Это и самолеты времен Великой Отечественной, и легендарный Ту-144, и невероятно красивые стратегические бомбардировщики Ил-160, и многие другие…
За время работы авиасалона были заключены сделки на сумму более 3 миллиардов долларов, а аэродром в Жуковском посетили более 700 тысяч человек. Французская пилотажная группа «Патруль де Франс», прощаясь с авиасалоном, оставила в небе огромное сердце. Прощаемся с Жуковским и мы, чтобы вернуться через два года и вернуть России утраченное небо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане с 2022 года приступят к реализации госпрограммы по капремонту школ

Власти Дагестана разработали проект региональной госпрограммы «Капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций Республики Дагестан», сообщили в пресс-службе правительства региона. По данным...

Власти Дагестана выделят 3,6 млн рублей семьям погибших и пострадавшим в ДТП с автобусом в Калмыкии

Более 3,6 млн рублей выделит правительство Дагестана семьям погибших в ДТП с пассажирским автобусом в Калмыкии, а также пострадавшим,...

В Махачкале снесли незаконные многоэтажные строения

Демонтаж незаконных многоэтажных строений провели в Ленинском районе Махачкалы — в микрорайоне Ак-Гель и по проспекту Насрутдинова, сообщили в...

Жителя Дагестана подозревают в особо крупном мошенничестве

Уголовное дело возбудили в Дагестане против 32-летнего жителя Карабудахкентского района, который присваивал себе крупные суммы денег жителей республики, сообщили...

В Дагестане за неделю выявили более 1 тыс. случаев заражения коронавирусом

В Дагестане за минувшую неделю (с 18 по 24 октября) зарегистрировано 1 009 случаев заражения коронавирусной инфекцией — это...

Дагестанский хоккеист забил гол в своей дебютной игре в КХЛ

Дагестанский хоккеист Руслан Алиев, выступающий за клуб «Сочи», отметился заброшенной шайбой в дебютной игре в Континентальной хоккейной лиги. Алиев открыл...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам