Кумыкский зритель достаточно воспитан…

Однажды я встретил знакомого актера. Заговорили о театрах. Собеседник выразил сожаление, что сегодня в Дагестане хороших режиссеров можно по пальцам пересчитать. На мой вопрос, какого режиссера он все-таки, действительно, считает настоящим талантом, актер, не задумываясь, ответил: Ислам Казиев. Специально с этим режиссером встречи я не искал. Увиделись на какой-то конференции. Потом уже договорились о том, что я приду к нему поговорить в Педагогический университет на кафедру актерского мастерства, где он работает преподавателем.

— Вы, Ислам Амашевич, где учились, прежде чем стали актером и режиссером?

— Я учился в Москве, в Щукинском училище. Окончил актерское отделение. Потом учился в ГИТИСе на режиссерском у знаменитого Анатолия Эфроса. После завершения учебы приехал в Махачкалу и стал работать в Русском театре. Я 12 лет проработал в этом театре.

— Студенческая жизнь Вам нравилась?

— Дело не в этом. Тогда было интереснее жить и учиться. Сама жизнь была совершенно иной. Мы каждый день пытались открывать для себя что-то новое. К примеру, зашли в продуктовый магазин, а там очередь. И вот в этой очереди начинается перепалка, которая перерастает в драку. Потом мы, студенты, в училище делали похожую сценку. Было, действительно, интересно. Бывали также какие-то капустники. И так практически каждый день. Все время пытались осмыслить для себя что-то новое.

— Сейчас не так?

— Далеко не так. Многое прекрасное пришло в упадок. Культура потеряла свою миссионерскую направленность. Если брать, к примеру, такой жанр, как кино, то сейчас там полностью отсутствует духовность. Ведь сейчас молодежь абсолютно не знает, что есть зло, а что есть добро, и тому виной наш пресловутый кинематограф. Если какой-то бандит, который называет себя киллером, возводится в ранг чуть ли не национального героя, то о чем можно дальше говорить? И самое кошмарное то, что подрастающее поколение думает о том, что этот киллер является нормальным персонажем. А ведь делают это кино люди, которые учились в университетах. Точно так же в большинстве своем нынешние киноматографические «шедевры» активно пропагандируют межнациональную рознь.

— Можете назвать подобные фильмы?

-Конечно. «Брат», «Спецназ», «Война», «Кавказский пленник». Можно еще называть подобные «опусы» сколько угодно. А что происходит потом? Об этом все знают. В Москве, Питере и в других российских городах бритоголовые «вояки» с арматурами и цепями в руках выискивают на улице и в транспорте людей с темным цветом волос или с другим разрезом глаз, чтобы потом искалечить или убить.

— Кто виноват, что так происходит?

— Общество. А значит, все мы. К сожалению, не вижу пока ясной картины, как можно было бы исправить это положение. Великий русский классик Н. Лесков сказал: «Если видишь плохое, то непременно постарайся сделать все возможное, чтобы стало хоть немного лучше». А мы этого не можем сейчас сделать, потому что люди, которые создают эти низкопробные картины, объединены в касту. И пробить брешь в этой стене чрезвычайно трудно. Это и есть самое страшное наше современное зло. Кино — это, прежде всего, пропаганда. А пропаганда бывает, как мы знаем, разной. Есть мысли, которые призывают к добру, а есть — несущие в себе злобу.

— Но Вы ведь на кафедре актерского искусства учите своих студентов добру.

— А как же иначе? Более того, через театральные постановки мы их не только развиваем в культурном направлении, но и стараемся воспитывать в патриотическом духе. Я уверен: будущий актер должен уметь и на сцене талантливо выступать, и быть патриотом своей Родины. По-другому нельзя.

Как Вы думаете, почему нынешняя молодежь такая инертная? Может, из-за того, что отсутствует какая-то здравая государственная идея?

— Не без этого. Но даже не в этом главная причина. У молодежи нет веры в будущее, а это очень страшное дело. Веру в хорошую жизнь обязано обеспечивать государство. А оно сейчас занято чем угодно, но только не культурно-просветительской деятельностью.

— Вам лично когда было легче творить — в советское время или сейчас?

— Тогда было нелегко, а теперь еще труднее. Мы же на краю пропасти. На культуру вышестоящие чиновники мало обращают внимания. Они хотят сначала поправить экономику, потом взяться за культуру. Но беда в том, что и экономику не могут поднять. Сколько будет продолжаться вакханалия, к сожалению, неизвестно.

— Но ведь что-то сейчас у нас в сфере культуры делается?

— Конечно. Несколько лет назад открыли в Терекли-Мектебе Ногайский театр. Была проведена огромная работа. Сколько было радости у ногайского народа. Теперь вот хотим открыть андийскую студию. Андийский народ не хочет забывать свой язык. И это великолепно. Такие начинания надо непременно поддерживать. Если сами деятели культурной сферы не будут содействовать развитию родного искусства, то за нас это никто не сделает.

— На сценах наших театров зрители видят не только современные постановки, инсценируются нередко и произведения из прошлой революционной эпохи. Вам какая тематика ближе?

— Мне одинаково интересно и то, и другое. Хотя что касается революционной эпохи, у меня на это свой взгляд. Я считаю, что все эти революционные деятели были не кто иные как убийцы…

— Все без исключения?..

— Практически да. Ведь еще ни одну революцию не удалось сделать в «белых перчатках». Хочешь или нет, а гибнут люди. Так что, как писал в свое время С. Есенин, «все они убийцы или воры, как судил им рок…».

— Судите Вы беспощадно.

— Зато справедливо. И красные, и белые, и другие воинские соединения в эпоху революции и Гражданской войны немало погубили народу. Так давайте будем говорить правду и называть вещи своими именами.

— Вернемся к нашей реальности. Вы работаете режиссером в Кумыкском театре. У Вас порой бывают неординарные постановки. Как зритель все это воспринимает?

— Прекрасно воспринимает. Кумыкский зритель достаточно воспитан и умен, чтобы понять те постановки, которые мы делаем сегодня на сцене театра. Ведь театр — это сама жизнь, и поэтому торопишься выразить в этом плане что-то новое.

— А что нового Вы показываете в своих постановках?

— Абсолютно все, что происходит в стране. И плохое, и хорошее. Правда, отрицательного сейчас больше. Но, увы, от этого никуда не уйдешь.

— Сегодня среди ваших учеников есть таланты?

— Таланты всегда есть. Только их надо развивать. Это примерно то же самое, если бы у тебя была гитара, но ты на ней никогда бы не играл. Мало иметь музыкальный инструмент, надо еще научиться извлекать из него красивые звуки.

— Вы крупный режиссер и драматург. У Вас свой сугубо личный взгляд на жизнь. Хочу задать такой вопрос: кто из выдающихся деятелей культуры, искусства, политики мог бы являться для Вас примером?

— Я с большим уважением отношусь к такой личности, как французский генерал Де Голль. Как только он вернулся к власти, то первым делом восстановил в стране министерство культуры. Пусть наши вышестоящие чиновники берут с него пример. Он является для французского народа олицетворением всего прекрасного, что после Второй мировой войны стало происходить у них в стране. Вот таких людей я уважаю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Дагестан запустил туристические маршруты, посвященные Великой Отечественной войне

Три новых туристических маршрута, посвященных теме Великой Отечественной войны, запустили в Дагестане. Данный проект, инициированный региональным Минтуризма и ЦУР...

Семейный фестиваль по спортивному туризму «Победа поколений» провели в Махачкале

В парке им. Расула Гамзатова (Эльтавский лес) в Махачкале сегодня провели масштабный семейный фестиваль по спортивному  туризму  «Победа поколений»....

Дагестан выбился в лидеры по оборотам общепита на Кавказе

По статистическим данным, в первые два месяца 2025 года оборот предприятий общественного питания в республике составил чуть менее 20...

Дагестанские спортсмены доставили гуманитарный груз в зону СВО

Именитые дагестанские спортсмены – чемпион мира по рукопашному бою, директор махачкалинской средней общеобразовательной школы №49 Абдулкерим Айгунов, чемпион мира...
spot_imgspot_img

В Дагестан наблюдается подорожание услуг на отдых за рубежом и санаториях внутри страны

На март 2025 года в Дагестане сохранялся высокий спрос на зарубежный туризм. Несмотря на укрепление рубля, цены на туристические...

Пассажирский автобус загорелся на трассе в Дагестане

На федеральной трассе, в районе поселка Ачи-Су Карабудахкентского района Дагестана, сегодня загорелся рейсовый автобус. Внутри транспортного средства в это...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам