Окончание.
Начало в предыдущих номерах.
——
Отступали молча, каждый думал, наверное, о себе, о том, как сложится дальнейшая судьба. Шли мы по широкой дороге, медленно и вне строя. На кратких привалах все моментально засыпали мертвым сном, командиры вынуждены были будить бойцов.
На рассвете взвились осветительные ракеты и ещё несколько ракет, раздались пулеметные очереди. Впереди нас оказалась механизированная часть противника (танки, броневики, мотоциклы, автомашины). Все начали кричать: «Впереди немцы, впереди немцы!» Курсанты в панике кинулись бежать кто куда: одни налево, в нескошенное пшеничное поле, а другие направо от дороги в направлении Дона по открытой степи. Мотоциклисты настигали их и расстреливали на ходу.
Основная часть остатков батальона кинулась в пшеничное поле. Я с несколькими курсантами оказался в небольшом овражке. Противник сделал несколько залпов из танковых орудий и крупнокалиберных пулеметов. Вся его техника пришла в движение. Неубранное августовское пшеничное поле, выжженное солнцем, горело, словно порох. Многие курсанты нашли там свою смерть. Это случилось на рассвете, около пяти часов утра 8 августа 1942 года. Почти весь остаток состава курсантов и командиров третьего батальона погиб в боях в июле-августе 1942 года в большой излучине Дона, а остальные в нескольких километрах от переправы Калача, при выходе из окружения, за исключением незначительной части, которая попала в плен, в том числе и автор этих строк. Они погибли, как герои. Вступив в бой с ударными силами противника, они задержали наступление более чем на двадцать дней и доказали, что советские воины готовы отдать свою жизнь за свободу и независимость Родины.
Командующий 6-й германской армией в тот период фельдмаршал Фридрих Паулюс о боях в июле и августе 1942 года на западном берегу Дона, когда войска, наступающие на Сталинград, не смогли уложиться в сроки, предусмотренные планом Гитлера, объясняет: «Ожидания взять Сталинград внезапным ударом потерпели тем самым окончательный крах. Самоотверженное сопротивление русских в боях за высоты западнее Дона, настолько задержало продвижение 6-й армии, что за это время оказалось возможным планомерно организовать оборону Сталинграда». В эпицентре этих боев и оказались курсанты Второго Орджоникидзевского военно-пехотного училища сдержали с воинами Красной Армии мощный натиск врага на Сталинград, и многие из них отдали свою жизнь в большой излучине Дона за Сталинград, за Отечество. В это же самое время на совещании в штаб-квартире в Виннице летом 1942 года Гитлер заявлял, что: «Русские на грани истощения своих сил. Сопротивление под Сталинградом следует оценить лишь как местного значения. К ответным действиям широкого стратегического характера, которые могли бы быть для нас опасными, они больше не способны. Кроме того, северный фланг на Дону получит значительные подкрепления со стороны войск союзников. При этих обстоятельствах я не вижу серьёзной опасности для северного фронта. В остальном надо заботиться, чтобы скорее взять город в свои руки, а не допускать его превращения во всепожирающий Фану-с на длительное время».
3-й батальон погиб в боях в большой излучине Дона, но он успел нанести большой урон отборным частям Вермахта на самом важнейшем участке Сталинградского фронта, и погибли как герои, и обеспечить условия для обороны Сталинграда.