Все началось с модной в пятидесятые годы оперетты И.Дунаевского "Белая акация", где молодой участник художественной самодеятельности клуба рыбников Айгум Айгумов исполнил главную партию. Искрящийся талант, роскошный голос покорили зрителей. В один вечер он стал знаменитым.
Сегодня заслуженный артист Дагестана и России, народный артист Дагестана и России Айгумов отмечает свое 70-летие.
ВОСХОЖДЕНИЕ
— Я никогда не мечтал быть артистом, — часто повторяет Айгум Эльдарович. — Но жизнь распорядилась так, что судьбой стала сцена…
О чем же мечтал он тогда — юный, красивый, с пышной шевелюрой и яркими раскосыми глазами? Он был влюблен… в море. Манила, завлекала стихия пенистых волн родного Каспия, звучала в ушах музыка прибоя, покачивалась под ногами палуба рыболовецкого сейнера, где будущий знаменитый артист служил судомехаником.
Он даже не хотел стать капитаном дальнего плавания, настолько любил свою работу, свой Каспий, свою команду. Но внешность, но голос! Разве утаишь от людей такие дарования? Так получилось, что "Белая акация" перевернула жизнь молодого человека. Его, юного талантливого, пригласили в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где вручили первую награду — диплом лауреата фестиваля.
И появилась другая мечта — сильная и властная: стать оперным певцом — профессионалом. Хотел учиться в консерватории, но как-то не получилось. И вот однажды приглашают Айгума Эльдаровича в Министерство культуры и предлагают поехать в Москву на учебу в кумыкскую студию при Щукинском училище.
— А как же пение? — спросил растерявшийся Айгум Эльдарович. Но солидные работники министерства уверили его, что в училище он сможет обучаться и вокалу.
Так и получилось. Айгумов старательно выполняет всю учебную нагрузку на курсе и дополнительно занимается вокалом. Вскоре он становится отличником, получает главную стипендию училища — стипендию им.Б.Щукина, его избирают председателем профкома.
Годы учебы позади. Постигнув основы актерского мастерства, Айгум Эльдарович возвращается в Махачкалу.
"Йырчи Казак" — спектакль по пьесе М.-С.Яхьяева стал важной вехой на творческом пути Айгумова. Образ народного поэта, борца за справедливость, который воплотил на сцене молодой актер, удался на славу и запомнился надолго.
Прежде чем приступить к работе над ролью, Айгум Эльдарович с упоением собирал материалы, факты, сведения об ашуге, человеке героической и трагической судьбы. Музыкальная драма строилась на песнях и стихах Йырчи Казака, а там, где музыка, вокал, там чувствовал себя молодой талант вольготно и свободно. В 1965 году за роль Йырчи Казака Айгумову было присвоено первое почетное звание — заслуженного артиста Дагестана.
… Звания, регалии, награды — теперь уже всех их не перечесть. Сколько сыграно спектаклей, сколько исполнено ролей! Среди них Аманхор ("Аманхор и Дильбар" С.Джетере), Умар-Паша ("Свадьба на войне" А.-В.Сулейманова), принц Калаф ("Принцесса Турандот" Ф.Шиллера), Айгази («Айгази» А.-П.Салаватова), Печорин ("Бэла" по Лермонтову), Махач Дахадаев ("Сквозь бурю" М.-С.Яхьяева) и много-много других персонажей, в которых Айгумов вдохнул жизнь, наградил своим талантом, молодостью и красотой.
В зрелые годы Айгум Эльдарович восхищает своих зрителей глубоким проникновением в образы своих героев, отточенным мастерством. Он продолжает играть на сцене — драматической, музыкальной, оперной. Много писалось и говорилось о таких его работах, как Шавхал Тарковский в одноименной драме Б.Атаева, Шавхал в "Айгази" А.-П.Салаватова, Нуцалхан Хунзахский в опере Г.Гасанова "Хочбар".
А разве можно забыть концерты, торжества государственного уровня, где Айгум Эльдарович выступал в качестве ведущего? Его мощный голос проникал в самую душу, задевая, завораживая, подчиняя своей энергетике всех, кто его слушал.
Айгум Эльдарович неоднократно удостаивался почетного звания лауреата конкурса чтецов и конкурса исполнителей патриотической песни. А выступать с патриотической песней непросто. Мало обладать талантом певца, голосом, умением держаться на сцене. Здесь должны преобладать в человеке такие качества, как чувство долга, обязательность, ответственность.
Он всегда был ответственным. Потому и должности у него соответствующие. Айгум Эльдарович возглавлял Даггосфилармонию, затем Русский театр, а в последние годы он — художественный руководитель родного Кумыкского театра.
С 1990 года Айгумов — председатель правления Союза театральных деятелей Республики Дагестан. И в этой области он активен и плодотворен. Проводит фестивали, творческие вечера, юбилеи ведущих артистов и театральных деятелей. Он же — секретарь Союза театральных деятелей России, общается, сотрудничает с известными артистами — А.Калягиным, О.Табаковым, А.Толубеевым и другими членами секретариата.
Долгие годы в качестве руководителя Айгум Эльдарович вывозил коллективы, в которых работал, на международные и российские фестивали и всегда возвращались они на родину с наградами и дипломами.
Айгум Эльдарович — явление в дагестанской театральной и общественной жизни, как говорят сегодня, фигура знаковая. Никогда не был обделен вниманием средств массовой информации. О нем писали в газетах, книгах, журналах. Он лауреат многих международных, всесоюзных и российских конкурсов и фестивалей; награжден юбилейной медалью к 100-летию В.И.Ленина.
Айгум Эльдарович — почетный гражданин г.Махачкалы, председатель государственной экзаменационной комиссии Дагестанского госуниверситета факультета культуры актерского отделения.
Сегодня руководимый Айгумовым Кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова является ведущим театром республики.
За выдающиеся заслуги и в связи с юбилеем Министерство культуры и туризма РД и коллектив театра представили Айгума Эльдаровича к государственной награде.
ТЕАТР — ДЕЛО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
А что же думает о дне сегодняшнем сам юбиляр?
— Сегодня театр, как никогда раньше, востребован обществом, — говорит Айгум Эльдарович. — Время требует от театра решения важных и актуальных задач.
В свете всех произошедших за последние годы перемен театр обязан быть проводником нравственности, образцом эстетического воспитания, эталоном моральной чистоты.
Национальный театр становится постепенно центром культурной жизни народа, что неудивительно: именно со сцены звучит родная речь, демонстрируются обычаи, традиции, показана исконная жизнь горцев.
Спектакли тем не менее должны соответствовать дню сегодняшнему: даже обращаясь в прошлое, необходимо поднимать проблемы нашего времени.
Театр воспитывает население на высоких человеческих моральных и нравственных принципах. Следовательно, решает важные государственные задачи. Можно сказать, что театр — дело государственное, а потому оно, государство, обязано взять на себя все заботы по сохранению и развитию театров. Мы находимся на государственной дотации, которая ни под каким натиском не должна быть отменена.
Сегодня принято в первую очередь развивать коммерческие структуры, поднимать экономику. Это, конечно, правильно. Но без культуры, искусства невозможны ни развитие экономики, ни благосостояние народа.
Что касается лично меня, то я горжусь тем, что оставил след в искусстве и культуре Дагестана. Я горжусь, что своим трудом в искусстве завоевал любовь и уважение людей. Этим я живу сейчас и буду жить дальше.
ЗАЩИТА И ОПОРА
Вот что говорит об Айгумове его коллега, заместитель председателя Союза театральных деятелей Дагестана Байсолтан Осаев:
— Сегодня наш союз один из самых многочисленных в России — более 160 членов.
Это артисты, художники, режиссеры. Многие нуждаются в помощи, в том числе и в материальной. Благодаря председателю союза Айгуму Эльдаровичу, его чуткости в понимании чужих проблем никто из нуждающихся не остается без внимания.
Был еще такой случай. На берегу Каспия долгие годы находилась база отдыха актеров. От времени, от того, что море наступало на берег, строения разрушились. Тут же появились желающие отобрать наше побережье. Благодаря усилиям, настойчивости Айгумова землю удалось отстоять.
Сегодня заключен арендный договор на 49 лет на пользование этой землей. Готовится документация на строительство базы, где одновременно смогут отдыхать 100 человек. В ближайших планах союза — строительство Дома актера в Махачкале.
Очень благодарны Айгумову артисты Дагестанского театра кукол. Некоторое время назад здание театра планировалось отобрать на другие цели. Но Айгуму Эльдаровичу удалось отстоять в Правительстве РД здание, теперь там спокойно работают актеры, приходят на спектакли дети, в общем, все в порядке.
Такой он, наш Айгумов, способный и умеющий защитить и помочь.
Кратко и емко высказался об Айгуме Эльдаровиче известный актер и режиссер Ислам Казиев: хороший организатор, талантливый актер, очень внимательный человек.
Жизнь удалась. И это здорово, что живет в нашем городе такой замечательный человек. Скоро придет весна, распустится, ослепит белым цветом акация, наполнит воздух пьянящим ароматом.
Может, вспомнит Айгум Эльдарович, как когда-то в юности оперетта "Белая акация" стала началом долгого пути к вершинам славы и мастерства.