Когда над Махачкалой опускается вечер, черными узорчатыми силуэтами обозначаются контуры деревьев и кустарников, а свет уличных фонарей не только подчеркивает красоту лунного света, таинственность его источника — луны, но и привлекает внимание людей. Но с недавних пор к световой гамме ночной Махачкалы прибавились созвездия габаритных огней на высотных зданиях и строящихся объектах. Одно из таких созвездий находится на проспекте им.Шамиля, недалеко от торгового центра в «Узбекгородке». Впрочем, строители и специалисты ООО «Мосинвест» называют свое созвездие менее романтично. «Вверху у нас временное ночное освещение для обозначения габаритов здания», — говорит начальник отдела капитального строительства предприятия Сергей ГРЕБЕННИКОВ.
Хотя по проекту здание шестнадцатиэтажное, вид внушительного строения создает впечатление, что высота превосходит количество этажей, указанное в проекте… Здание намного красивее и выше. И это не оптический обман. В чем же секрет?
Сергей Гребенников вынимает калькулятор, и мы начинаем подсчитывать метры и переводить их в этажи, рассчитывая на обычные проекты жилых домов. Выясняется, что здание достигает высоты 24-этажного жилого дома.
— Такие цифры появились за счет повышенной высоты потолков квартир, технического и полуподвального этажей, а также архитектурной надстройки.
— Но у высотных зданий существует много проблем.
— Конечно. В свое время после землетрясения в Армении я работал на строительстве жилого микрорайона в Ленинокане.
— В Армении, по рассказам очевидцев и экспертов, во время землетрясения многоэтажные дома рассыпались, как карточные домики, а одноэтажные саманные неплохо сохранились. Как мне говорили специалисты — эксперты, при строительстве жилых домов руководители, как это часто бывает, экономили цемент и другие необходимые стройматериалы. То есть причиной больших разрушений оказались воровство и непрофессионализм.
— Главной причиной обрушения целых кварталов я считаю некачественное строительство. Храмы, построенные в Армении в XII-XIII веках, пережили это землетрясение.
— А также саманные домики.
— И это не удивительно, потому что и саманные домики, и деревянные не имеют большой вертикальной нагрузки. Они переносят землетрясения, как деревья: только раскачиваются, но стоят на месте.
— А ваш дом землетрясение выдержит?
— Проектируя дом, мы делали расчет на землетрясение в 9 баллов, то есть на максимальное землетрясение. Место строительства нашего дома при районировании на карте, составленной учеными-сейсмологами, относится к территории, где возможно землетрясение не более 8 баллов. В Махачкале разная сейсмичность в каждом районе. Наш дом стоит на участке, грунты которого относятся к территории 8-балльного землетрясения. С учетом этого сейсмостойкость запроектирована с большим запасом.
— Почему Вы решили в высотном доме занять такую большую площадь под технические сооружения?
— Потому что Махачкала интенсивно развивается, и малоэтажное строительство в центре города, в уже застроенных микрорайонах, экономически не выгодно. Иногда нас спрашивают: «Почему Вы решили построить именно шестнадцатиэтажный дом?». Это решение связано с пожеланием руководства города, чтобы в Махачкале строились многоэтажные дома. Прежде чем начинать строительство, мы советовались со специалистами, которые отвечают за город и его современный облик в том числе. Их пожелания, чтобы красивые, оригинальные дома украшали столицу Республики Дагестан, мы учли.
— Ваш дом завершается куполом, и именно огни, светящиеся в верхней его точке, привлекают внимание горожан. Есть ли у купола какая-то практическая нагрузка?
— Сегодня во многих городах воздвигаются уникальные строения, а не просто квадратные серые коробки. Украшаются здания куполами, башенками, балконами, делаются красивые оригинальные фасады…
— Но для этого нужны хорошие специалисты. С новым веком пришло время, когда практически любая группа людей может заявить: «Мы самые умные, самые компетентные».
— Все правильно, поэтому и машины ломаются, и дома разрушаются, а туфли носятся не год и не два, а в лучшем случае месяцы. Все зависит от профессионалов. Что касается нас, то мы работаем только со специалистами, имеющими большой опыт работы.