ЕЩЕ РАЗ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ

Славой предков не только можно, но и должно гордиться.

Александр ПУШКИН

В прошлом году в «Махачкалинских известиях» вышла моя статья «Становление государственности и религиозный фактор в дагестанском историческом процессе» (№№ 49, 50 за 2005 г. и №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 за 2006 г.). Благодарен редакции, а также читателям, обратившим внимание, высказавшим свое мнение по затронутой тематике. Еще в период публикации у читателей возникли вопросы, на которые надо было отвечать, и мы договорились с редакцией продолжить публикацию. Однако тогда по некоторым причинам не удалось подготовить материал и представить в редакцию, за что приношу искренние извинения. Возвращаясь снова к этой теме, думаю, что дополнительная информация не помешает тем, кто интересуется прошлым нашего края. А что касается вопросов, в сущности говоря, они взаимосвязаны по тематике, хотя и относятся к разным временным эпохам, поэтому попытаемся ответить кратко (насколько это возможно), как бы в форме тезисов, дополняющих указанный выше материал.
Как известно, политика и экономика страны определяются ее историей и географией. Отсутствие исторической памяти не раз приводило народы к краю пропасти. «Жить настоящим, не ведая прошедшего, — значит войти в пустыню без пути и блуждать в ней без цели»,- писал еще Аббас Кули-ага Бакиханов, внесший неоценимый вклад в исследование прошлого Дагестана.
Многие годы общество наше напоминало нравственного урода, жившего как будто в другом измерении. Замалчивались и оставались в забвении деяния многих сынов и дочерей Отечества, целых династических кланов, правивших Страной гор и деливших с народом радость побед и горечь поражений, которыми изобилует драматическое наше прошлое. О некоторых аспектах процесса и поговорим, но сначала об опечатках, попавших в указанную выше публикацию.
Так, в №2 от 20.01.2006г. «МИ» следует читать: «Ислам впервые появился в Дагестане вместе с воинами халифата еще при халифе Омаре (634-644гг. спустя 10 лет после смерти пророка Мухаммеда
а.с.). В 642 году арабы захватили столицу Кавказской Албании Барду, и в том же году передовые части войск под командованием Абдурахмана ибн-Раби, входившие в армию полководца Сураки ибн-Амра, подошли к Дербенту. Иранский гарнизон, находившийся в городе, сдался без боя. Закрепившись в Дербенте и получив дополнительную помощь из Халифата, Сурака ибн-Амр организовал ряд завоевательных походов в Дагестан, Тифлис, Дарьялы. Во время одного из таких походов в 653 году в боях за город Беленджер на Сулаке погибло 4-тысячное арабское войско под командованием Салман ибн-Рабиа ал-Бахили. Но арабы продолжили удерживать Дербент и расширять свой плацдарм на Восточном Кавказе. В 656 году началась гражданская война в халифате между омейядами (одна ветвь племени курайшитов) и хашимитами (другая ветвь курайшитов). Арабские войска были отозваны с Кавказа. Хазары заняли Дербент и весь Восточный Кавказ до реки Аракс, куда они и ранее проникали не раз для захвата добычи и пленных.
Второй раз арабы появились в Дагестане в 693 году при халифе Абдулмелике (685-705гг.). Полководец Мухаммед ибн-Укба вытеснил хазар из Закавказья и захватил Дербент, но не смог удержать город. Гунно-хазары выбили арабов обратно в Закавказье. Так началось великое арабо — хазарское противостояние, в ходе которого произошли события, имевшие судьбоносное значение для Дагестана и всего Кавказа»и т.д.
В №3 от 27.01.2006г. «МИ» следует читать: «В 733 году полководец Маслама (Абумуслим-Маслама) был отозван с Кавказа и больше сюда не возвращался. Мирная созидательная деятельность Масламы и умеренная его политика в отношении Хазарии, которая продолжала контролировать плоскостные земли Дагестана, видимо, не устраивали настроенное воинственно руководство халифата. Вместо Масламы наместником на Кавказ был назначен Мерван ибн-Мухаммед, двоюродный брат Халифа и Масламы, один из самых жестоких завоевателей, которых когда-либо знала история Дагестана. Талантливый полководец, бывший в прошлом начальником авангарда армии Масламы, имевший боевой опыт прошлых войн в разных регионах обширного Халифата, в том числе кампаниях 722 — 26 — 30 гг. против Хазарии…
К 737 году новое 150-тысячное арабское войско, 30 тысяч которого были набраны из кавказцев, было подготовлено к походу на север. Мерван начал действовать немедленно, первым долгом направил передовые воинские части для захвата Тумана (небольшое феодальное владение-царство, контролировавшее южный участок Лекетской дороги, проходящей по внутреннему Дагестану) и Дарьялского прохода на Северном Кавказе. Обеспечив тем самым «надежный контроль над обоими проходами из Закавказья в предкавказские степи» (как зафиксировали этот факт арабские авторы, в том числе самые авторитетные из них в научном мире ат-Табари и ал-Масуди), Мерван разделил основное войско на две армии, из которых одна выступила на север из Дагестана, а другая во главе с самим Мерваном вторглась на Северный Кавказ через Дарь-ялы. Обе армии соединились у Семендера за Тереком и двинулись далее к столице каганата Итилю. Каган и его окружение не смогли остановить натиск противника. Преследуя отступавшего Кагана, Мерван перешел Волгу, достиг мордовских земель лесной полосы Поволжья, где были разгромлены остатки хазарских войск. Каган запросил мира, заключил союз с Мерваном и принял ислам. Мерван с огромной добычей и 40 тысячами пленных вернулся в Дагестан. Восточный Кавказ отошел к халифату…» и далее по тексту.
Однако правители Нагорного Дагестана не стали признавать власть Мервана, после ухода Масламы отношение «царей гор» к наместнику Кавказа и кавказской политике халифата изменилось.
В 738 году Мерван нанес сокрушительный удар по Нагорному Дагестану, причем карательная экспедиция имела необычный маршрут — с северо-запада на юго-восток: Серир — Туман — Зирихгеран, Хамзин (Варачан). Правитель Серира вынужден был признать власть халифата и обязался поставлять в Дербент ежегодно дань — 20 тыс. мер зерна и 2000 юношей и девушек в качестве рабов и наложниц; в Туман — 20 тыс. мер зерна и 200 юношей и девушек; в Зирихгеран — 10 тыс. мер зерна и 50 юношей; в Хамзин — 30 тыс. мер зерна и 500 юношей и девушек, и это не считая поставок коней, скота и прочего.
Страшная дань людьми продолжалась до 750 года, когда Мерван был убит, уже будучи халифом (с 744г.). Мерван был последним халифом из династии Омейядов. После него власть в халифате перешла к династии Аббасидов, которые перенесли столицу из Дамаска в Багдад. Начиная с этого времени, наступательный порыв халифата угасает. Истощенный бесконечными войнами, внутренними междоусобицами и народными волнениями, халифат уже не имел возможности посылать новые войска на Кавказ, вся система охраны северной границы халифата развалилась…»
В №4 от 3.02.2006г. «МИ» следует читать:»В 764 году хазары взяли штурмом Дербент, ворвались в Закавказье и захватили Алван (Албанию), Восточную Грузию с Тбилиси и продолжали продвигаться на юг в сторону Багдада. Посланные против них две армии были разбиты. Халифу ал-Мансуру пришлось принять чрезвычайные меры для отражения вторжения противника (в армию были призваны даже 7 тысяч заключенных из тюрем халифата), хазары были выбиты из Закавказья, Дербент возвращен».
В №5 от 10.02.2006г. «МИ» следует читать:»Не доверявший Мервану Шахбал вынужден был покинуть свою резиденцию в Северной Лакии (будущий Кази—Кумух) и перебраться в Южную Лакию — Туман, правители которого сохранили верность Масламе (Абумуслиму Масламе) и обеспечили безопасность Шахбала, пока Мерван находился в Нагорном Дагестане. Сам Туман-шах был захвачен и снова отправлен заложником в Халифат, титул Туман-шах был ликвидирован Мерваном»…
Тут следует отметить: несмотря на то, что омейяды, к которым принадлежал Мерван, и хашимиты, к которым принадлежал Шахбал — предок будущих шамхалов, были выходцами из одного арабского племени курайшитов, отношения между родами всегда были непростыми, а окончательная вражда между ними возникла после убийства халифа Али в 661 г. и его сыновей, внуков Пророка Мухаммеда (а.с.) -Хасана, отравленного в 669 г., и Хусайна, погибшего мученической смертью в 680 г. К этому аспекту еще вернемся, когда пойдет речь об абумуслимах (Абу Муслим, Маслама, Гази-Каландар), о происхождении этого термина в Дагестане, о влиянии, оказанном этими личностями на события Средневековья в разных регионах мира; их последствиях в Дагестане в период становления шамхальства как первой общенациональной государственности. А что касается других вопросов, они будут озвучены далее по мере изложения материала, в виде вопросов-ответов.
Итак, были ли арабо-хазарские войны религиозными войнами? Никак нет! Возьмем для примера Хазарский каганат и его армию. Рассказывая об этом войске, один из арабских авторов пишет: «Воины… красивы собою. Когда эти войска выступают куда бы то ни было, то выступают в полном вооружении, со знаменами и копьями, одетые в прочные брони». Так вот, отборная часть этого войска — гвардия Кагана (10 — 12 тыс. профессиональных воинов, находившихся на содержании государственной казны), постоянно дислоцированная в столице Итили, набиралась и постоянно пополнялась из мусульман Средней Азии, даже визиры назначались из их среды, и с мнением такого окружения приходилось считаться руководству Каганата. Приведем один характерный случай-факт, произошедший в 914 г. Речь идет о крупном военном походе русов через территорию каганата в мусульманские земли в Прикаспии. 10-тысячное войско русов на 500 судах вышло со стороны Черного моря к Керченскому проливу и через начальника гарнизона местной крепости обратилось к руководству Каганата с просьбой разрешить им пройти через хазарские земли в Каспийское море. Русы получили такое разрешение. По Азову и Дону добрались до излучины реки Волги, перетащили волоком по суше свои суда, спустились вниз по Волге в Каспий и, разделившись на отряды, стали грабить прибрежные города до Ирана. Русы пиратствовали на Каспии в течение полугода, не встречая должного сопротивления, так как жители прибрежных районов впервые столкнулись с подобного рода бедствием, обрушившимся со стороны моря. Разорения и грабежи, учиненные русами в мусульманских регионах вокруг Каспия, получили широкую огласку, в том числе и в Хазарии. Захватив огромную добычу, русы погрузились на суда и решили вернуться тем же путем. Приплыли в Итиль, оставили руководству Хазарии условленную ранее половину добычи и стали готовиться продолжить путь далее по Волге. Но тут события приняли неожиданный оборот: выстроившаяся в боевые порядки мусульманская гвардия Кагана потребовала разговора с руководством каганата и попросила не вмешиваться в ход предстоящих событий. Явившийся на переговоры каган-бек Вениамин, осознав, что выступление гвардии против русов за их разбои и насилия над мусульманами невозможно предотвратить, вынужден был согласиться, но, будучи связан с русами договором, предупредил их о нападении гвардейцев. Завязалась жестокая битва, продолжавшаяся три дня и три ночи, пиратское войско Киевской Руси погибло. Можно было бы привести и другие примеры удивительной веротерпимости (с точки зрения того, что происходит сегодня в мире) в империях прошлого: Хазарском каганате, Арабском халифате, даже в империи Чингисхана и его наследников (кстати, об одном из улусов которой — Золотой Орде — поговорим позже, там есть много любопытного).
Однако вернемся к абумуслимам и их деятельности в Дагестане. Ирано-арабская историография знает одного абумуслима — Абу Муслима Хорасанского, о других ни арабские, ни иранские авторы не знают. Но о них пишут дагестанские авторы, кто они ? Прежде чем ответить, несколько слов об Абу Муслиме Хорасанском, хотя он в Дагестане никогда и не был. Кто же он? Этот человек был фактически организатором аббасидского переворота 750 г. в Арабском халифате. О его происхождении существуют разные версии, которые сходятся на том, что был он выходцем из знатного иранского рода, еще ребенком был отдан заложником в халифат, откуда не суждено было вернуться, и за что на всю жизнь сохранил лютую ненависть к Омейядам. Современники считали его человеком исключительного дарования и организаторских способностей, он так и не раскрыл своего происхождения, жизнь прожил под псевдонимом Муслим, а впоследствии, когда возглавил антиомейядское восстание, получил почетное прозвище Абу Муслим (Отец мусульман). Когда в Халифате начали нарастать противоомейядские движения в разных регионах, аббасиды вышли на Муслима, обозначили его как своего маула (представителя) и послали как эмиссара в Хорасан (северные области тогдашнего Ирана) для подготовки восстания. Муслиму удалось поднять восстания не только в Северном Иране, но и в Средней Азии. В скором времени Муслим во главе 100-тысячного войска (если даже цифры преувеличены, можно представить, каким потенциалом влияния на людские массы обладал этот человек) двинулся на Дамаск — столицу ненависных ему Омейядов, разгромил в ходе сражений армии халифа Мервана (того самого Мервана, который в 738 г. покорил Дагестан и обложил его данью, в том числе и людьми). В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды, потомки дяди пророка Мухаммеда (а.с.). В 749 году при поддержке Абу Муслима Хорасанского новым халифом (светский и духовный глава тогдашнего исламского мира) провозглашен был аббасид Абуль Аббас ас-Сафах. Мерван с остатками верных ему войск бежал в Египет в надежде набрать новые войска и, перегруппировав их, вернуться в Дамаск, но посланные вдогонку воинские отряды догнали Мервана и принесли его голову новому аббасидскому халифу.
Так закончилась жизнь этого выдающегося арабского полководца.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Прокуратура вернула Махачкале участок за 53 млн рублей у озера Ак-Гель

Прокуратура Махачкалы добилась возвращения в муниципальную собственность земельного участка площадью 2 гектара, расположенного в водоохраной зоне озера Ак-Гель. Стоимость...

Лжезастройщик в Махачкале обманул дольщицу на 1,9 млн рублей

Прокуратура Махачкалы выявила факт мошенничества в сфере градостроительного законодательства. Местный житель, выдавая себя за сотрудника строительной компании, незаконно заключил...

В столице Дагестана стартовала летняя оздоровительная кампания

Свыше тысячи детей планируется охватить этим летом летней оздоровительной кампанией, которая стартовала в столице Дагестана. Летние лагеря дневного пребывания...

За три года свыше 117 млн рублей вложили в развитие туристической инфраструктуры Дагестана

Свыше 117 млн рублей вложено за последние три года на благоустройство туристических объектов Дагестана. Средства выделены в рамках субсидий...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети Махачкалы

Глава Махачкалы Юсуп Умавов принял участие в праздничном намазе в центральной джума-мечети города.  Праздничная проповедь в честь Курбан-байрама состоялась...

Мэр Махачкалы поздравил горожан с Курбан-байрамом

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов поздравил горожан с наступлением одного из самых почитаемых праздников – Курбан-байрам. В своём обращении он отметил,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам