«Легендарное сражение на Волге изменило ход Второй мировой войны, стало решающим шагом к Великой Победе нашего народа. Беспримерный подвиг защитников Сталинграда — эталон мужества, стойкости и самоотверженности. Низкий поклон всем участниками Сталинградского сражения». Таким приветствием от Президента России Владимира Путина открывается двухтомник «Солдаты ХХ века», изданный в Москве Международной академией творчества. Этот подарок со своей биографией получил один из героических защитников Сталинграда — полковник в отставке, почетный чекист республики Султан-Ахмед ДЕВРИШБЕКОВ.
Глядя на его стройную фигуру и уверенную походку, не скажешь, что ему исполнилось 85 лет. Видно, сказываются долгие годы службы в рядах Советской армии и органах безопасности. Отвечая на комплименты, он часто говорит, что у него сохранилась сталинградская закалка.
… В те далекие предвоенные годы армейская служба считалась почетной обязанностью молодых людей. В отдаленном высокогорном ауле Джаба Докузпаринского района, знаменитом своими альпийскими лугами с буйно цветущим разнотравьем, а также местом проведения традиционных праздников цветов в Южном Дагестане, молодежь селения готовилась к защите Родины. Недаром все 18 парней призывного возраста с первых дней ушли на фронт.
Первым добровольцем был комсомольский вожак, энтузиаст культсанштурма по ликвидации неграмотности среди населения Султан-Ахмед Девришбеков. После завершения курсов в Махачкале он работал бухгалтером в колхозе. Из 18 ребят-добровольцев 17 не вернулись домой, они геройски погибли в боях за Родину. Посчастливилось лишь Султан-Ахмеду, прошедшему через горнило Великой Отечественной войны, возвратиться в родные края и, как он говорит, подышать ароматным альпийским воздухом. По его подсчетам, 656 дней и ночей он находился непосредственно на передовой, лицом к лицу с врагом, в том числе в огненном Сталинградском котле.
Первое боевое крещение в составе 33-й гвардейской стрелковой дивизии Девришбеков получил на излучине Дона. Служивший с ним в одном взводе боец Сумен Мирзоян, ставший известным писателем Армении, в своей книге «Сталинградское зарево», описывая боевой путь своей части, не раз упоминает своего однополчанина — отважного дагестанца: «… Отделение, которым командовал Алексей Кирсанов, получило боевое задание добыть «языка». Бесстрашные десантники ночью на окраине села около скотоводческой фермы заняли выгодную позицию и стали наблюдать за движением противника.
Прочесав предварительно автоматной очередью местность и убедившись, что никого нет, немецкий пикет вошел во двор фермы… Разведчики притаились. Около двух часов ночи с фермы на мотоцикле выехали два немца. Слева от дороги у стога они остановились. Когда все стихло, Кирсанов и Лех обошли ферму. Им на помощь пришли Махмудов, Кириченко и Девришбеков. Короткая схватка. Мотоциклисты были сбиты с ног, связаны и доставлены в часть. Командованию удалось получить от «языков» ценные сведения…».
О боевых подвигах героев Сталинградской битвы много писали в те дни известные летописцы Великой Отечественной Константин Симонов и Микола Бажан — специальные корреспонденты «Красной Звезды». О боевом эпизоде, в котором участвовал и наш земляк, через армейскую газету сообщали всей стране: «Одно из подразделений отступало на новый защитный рубеж. Комсомольцам-автоматчикам Белову, Андрееву, Иванову, Тунянцу, Девришбекову, Рыкову было поручено прикрыть отступление. Гвардейцы с честью выполнили эту задачу. Гитлеровцы, встретив губительный огонь нашего арьергарда, залегли, а потом пустились в бегство, оставив на поле боя более 30 трупов…».
После того как немецко-фашистским войскам не удалось с ходу захватить Сталин-
град, они нанесли по городу мощные авиационные удары фугасными и зажигательными бомбами, усилили обстрел дальнеобойной артиллерией. Горели жилые дома, предприятия. Под обломками развалин гибли мирные жители. Бои шли круглосуточно за каждый дом, за каждый квартал. Именно здесь, в Сталинграде, комбат Рожков так официально характеризовал Девришбекова: «В боях с немецко-фашистскими захватчиками в условиях непрерывных боев восстанавливал связь с оторванными и окруженными подразделениями, храбрый и мужественный воин гвардии…».
Здесь, в Сталинграде, когда на знаменитом Мамаевом кургане продолжались упорные кровопролитные бои, Девришбекова назначают заместителем командира роты по политчасти. Гвардии рядовой почувствовал ответственность за судьбу каждого защитника волжской твердыни, и свою первую боевую награду — медаль «За отвагу» — он заслужил в Сталинграде.
После победоносного завершения исторической битвы его как отличившегося в боях направили на учебу. Почти год занимался он на офицерских курсах «Выстрел» в Тбилиси. Окончил их успешно. В мае 1944 года гвардии лейтенант Девришбеков вновь оказался в гуще боев за освобождение Западной Украины и Молдавии. Командовал взводом, потом отдельной ротой. Участвовал в знаменитой Яссо-Кишиневской наступательной операции, в ходе которой, как и под Сталинградом, была окружена и ликвидирована огромная группировка немецко-фашистских войск. Здесь в одном из жарких боев он получил тяжелое ранение, но после излечения вновь догнал свою часть и командовал ротой до светлого дня Великой Победы. Но для этого ему пришлось прошагать с боями почти все балканские страны.
Его боевые подвиги были отмечены двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, десятками медалей.
После войны ему не удалось долго отдыхать, заниматься хозяйственными делами — он стал бойцом невидимого фронта. Более 30 лет гвардии полковник выполнял ответственные задания, побывал и в некоторых зарубежных странах, продолжая учебу, заочно окончил исторический факультет Даггосуниверситета. Потом более десяти лет он был уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров ДАССР, затем столько же заведовал отделом кадров Министерства культуры республики.
И многие годы, будучи наставником молодежи, Султан-Ахмед Беримбекович часто встречается со школьниками города, выступает на призывном пункте, добросовестно выполняет общественные поручения ветеранских организаций республики.